Главное

Из-за кого во Владимире не построили три новых детских сада?

Обсуждаем скандал в мэрии

Вчера ПроВладимир опубликовал совместное с Трансперенси Интернешнл – Россия расследование о многомилионных недоимках в бюджете города Владимира. Вместе с нашим обозревателем эту тему в эфире обсудили юристы Трансперенси и коллеги из медиа-проекта «Соль». Предлагаем вашему вниманию аудио- и текстовую версию беседы.

Ведущий Игорь Киценко: Тема программы сегодня – расследование, которое провело региональное отделение Трансперенси Интернешнл – Россия совместно с информационным агентством ПроВладимир. У нас в гостях сегодня заместитель директора по региональному развитию Трансперенси Интернешнл Алексей Шляпужников, юрист Трансперенси Интернешнл – Россия город Владимир Алёна Акимова и обозреватель ПроВладимира Иван Ростовцев.

Заголовок расследования начинается следующим образом – Шохин, распорядитель земли Владимирской. Расследование Трансперенси Интернешнл – Россия. Господин Шохин, если кто-то не знает, является сити-менеджером города Владимира. Город Владимир – это региональный центр.

И начинается текст такими словами: «Прежде чем перейти к расследованию и загрузить вас большим объемом серьезной информации, проведем разминку. Найдите связь между следующими фактами. 1 июня арестован мэр Владивостока Игорь Пушкарев. Его подозревают в лоббировании интересов аффилированных с собой фирм и нанесении тем самым ущерба местному бюджету. В тот же день мэр Владимира Ольга Деева просыпается знаменитой благодаря своему заявлению, что асфальт в нашем городе отторгает сама земля. При этом у муниципалитета не хватает денег на строительство новых детсадов и школ, так что владимирцам предложено подождать их возведения до 2025 года».

Действительно, между собой эти факты никак не связаны. Так что, уважаемые гости, уважаемые коллеги, рассказывайте подробнее. Я даже не знаю, с чего мы начнем. Наверное, Алексей, первый вопрос у меня будет к тебе. Каким образом связан этот скандал с мэром Владивостока Игорем Пушкаревым и заявлением Ольги Деевой, что между ними общего? И как это связано с господином Шохиным?

Алексей Шляпужников: Все это рассказывает нам о том, каким образом строится управление муниципалитетами, местное самоуправление в России, о том, какие люди там присутствуют и какие нравы там царят. Где-то асфальт отторгается землей, а где-то бюджетные миллионы. На самом деле, как показало это расследование, бюджетные миллионы отторгаются не только во Владивостоке, но и во Владимире, причем весьма забавным способом.

Началось все с ПроВладимира. Коллеги обнаружили некое несоответствие в том, как должна была управляться муниципальная собственность и как она управлялась. Иван, наверное, лучше расскажет, как это все началось.

Иван Ростовцев: На самом деле, эта история началась около 15 лет назад. Только сейчас она второй раз всплыла в информационном пространстве. Первый раз это было в 2007 году. Сейчас мы обратили на это внимание. Также на это обратил внимание сенатор от Владимирской области Антон Владимирович Беляков. Мы решили проверить факты, которые высказывались членами Совета Федерации и Счетной палатой. Обнаружили множество судебных процессов, их было более сотни. За каждым судебным процессом кроется один или несколько земельных участков, то есть можно представить масштаб того, что творилось в последние годы во Владимире. Мы обнаружили, что бюджет города Владимира недополучал определенные средства, то есть те, которые он должен был получить по закону, согласно договорам аренды, он недополучал по шести способам, причинам, которые мы классифицировали. Эти способы описываются в расследовании.

И.К.: Что это за шесть способов? То есть шесть способов недополучения бюджетом города Владимира денежных средств в течение этих 15 лет?

Алена Акимова: Я бы хотела внести некоторые коррективы. Нами изучались судебные решения арбитражных дел за период с 2008 года по настоящее время. Это период функционирования этих компаний.

А.Ш.: Я поясню. Дело в том, что до 2008 года эти данные не раскрывались и не попадали в интернет. Мы не можем знать, что было до этого момента. В 2008 году Дмитрий Анатольевич стал президентом, и пошла реформа о доступе к информации. С того момента стали появляться. Нормальная база стала формироваться в интернете с 2011-2012 годов — там уже можно посмотреть все эти решения. До этого они весьма эпизодически появлялись.

И.Р.: Стоит дополнить, что сам Шохин, кому посвящено расследование, стал руководить управлением муниципального имущества, в его руках находились все эти сделки с землей, но не только с землей, а с недвижимостью тоже, с 2005 года до 2010 года, когда он уволился или его уволили. Потом с 2011 года он стал сити-менеджером. То есть фактически с 2005 года в его руках находились бразды правления, почему мы собственно об этом и говорим.

И.К.: То есть получается, с 2011 года, в этом плане, он получил карт-бланш?

А.Ш.: У него и до этого был карт-бланш, потому что он был руководителем управления муниципального имущества. Все цифры, все данные, все взаимоотношения были у него. Параллельно он являлся руководителем местного отделения партии «Единая Россия».

И.Р.: И заместителем главы города.

А.Ш.: Да. Возглавлял фонд поддержки партии «Единая Россия», куда все бизнесмены скидывались на каждые выборы. Да, это история очень давняя, но мы, к сожалению, можем говорить только о том объеме, который виден нам как гражданам. Именно поэтому Трансперенси Интернешнл в лице генерального директора Антона Поминова обратилось к прокурору Владимирской области с просьбой внимательно проверить все данные, даже те, которые нам недоступны. Мы предполагаем, что там может оказаться и больше.

И.К.: О какой сумме идет речь? Сколько город Владимир недополучил именно в этот период с 2008 по 2016 год?

А.А.: Если мы будем учитывать все судебные решения, все шесть способов, то эта сумма будет порядка 300 миллионов рублей. Если мы уберем ту сумму, которая была якобы оплачена, то сумма несколько уменьшается до 240 миллионов. Но все же сумма большая.

И.К.: Во Владимире проживает более 360-ти тысяч жителей. Город компактный, очень старый, очень красивый.

А.Ш.: Получается, что у каждого жителя города украли по 1000 рублей.

А.А.: Мы немного изучили сайт госзакупок, что можно сделать для города на эти деньги, как благоустроить. Например, на сумму 240 миллионов можно построить заново три детских сада или отремонтировать 5-7 мостов, то есть то, чего нашему городу не хватает.

И.К.: В чем суть схемы? Как это все происходило?

А.А.: В результате анализа всех судебных решений арбитражных дел нами были выявлены шесть основных способов, по которым действуют работники администрации.

И.К.: И на ваш взгляд, это коррупционная схема?

А.А.: Я сейчас кратко расскажу про эти шесть схем. Первое, как действует администрация. Она или полностью отказывается от поданного ею же искового заявления по неизвестным причинам. То есть она подает исковое заявление о взыскании, например, 2-х миллионов и по неизвестным причинам спустя какой-то период отказывается. Второе: администрацией или ее подразделение подает исковое заявление, через некоторое время между администрацией (истцом) и ответчиком заключаются мировые соглашения, в которых сумма требований снижается. Например, с 5 миллионов до 500 тысяч. Почему такое мировое соглашение заключается, тоже непонятно. Пропадают большие суммы без объяснения. Третье: администрация или ее подразделение подало исковое заявление, а на судебное заседание не является. На одно судебное заседание не является, на второе, третье. В итоге суд просто приостанавливает движение дела за неявкой истца. Четвертое, администрация пропускает срок исковой давности. Он у нас установлен в три года. То есть администрация обращается позже, в результате чего суд не видит оснований к взысканию.

И.Р.: То есть три года администрация ждала, пока должник что-то заплатит, она не взыскивала ни долги, ни пени более трех лет.

А.А.: Это может быть и больший срок (5, 6 лет).

И.Р.: И они продляли с этими же компаниями договора аренды.

А.Ш.: И заключали новые.

А.А.: Пятый способ можно назвать – «договоров не было». В ходе многих судебных разбирательств выяснялось, что договора с арендаторами были не заключены. То есть в судебных решениях значатся такие фразы, как «договор недействителен», «договор не заключен». Получается, что администрация не может истребовать, если договор не заключен.

И.К.: А земля использовалась?

А.А.: Конечно. Шестой способ касается нормативных сроков строительства. Если предыдущие пять способов понятны и изучены, тут четко видно, что это по причине администрации произошло, то шестой способ нужно изучать. На нескольких судах ответчики заявляли, что мэрия насчитала им арендную плату по неправомерно завышенным ставкам. Суд становился на их сторону, потому что истец не мог доказать обратного, он не предоставлял никаких доказательств. Часто невозможность повышения ставок была связана с действиями сотрудников самой администрации. Тут идет речь о нормативных сроках строительства объектов во Владимире. Судя по материалам дел, мэрия сдавала множество участков в городе под возведение сооружений, однако при этом либо забывала обозначить нормативные сроки строительства, либо ненароком продляла их, либо же не контролировала, получил ли арендатор разрешение на стройку или нет.

И.Р.: Дело в том, что арендная плата высчитывается исходя из кадастровой стоимости с учетом каких-то коэффициентов (1% или 1,5%). Хотя некоторые застройщики, аффилированные и близкие к власти, получали огромные участки за копейки. Например, наш известный парк у ДТЮ, 22 гектара в центре города сдавали только в последние годы за 3 рубля в год за квадратный метр. До этого сдавали за копейки, то есть по 50, 60 копеек в год за квадратный метр. Этот коэффициент, который высчитывается, может быть 1-2%, а если нормативные сроки строительства нарушаются, то он вырастет раз в десять. Соответственно, арендная плата вырастает в 10 раз. Это никому невыгодно, поэтому эти нормативные сроки строительства вообще не прописывались, или они перезаключали договора, продляли эти сроки, а потом обращались в суд. Там еще было много нюансов. Например, мэрия приходила в суд в качестве истца, и представители даже не приносили справку из ЕГРЮЛ, подтверждая свои полномочия как истца.

А.А.: А это обязательный документ.

И.Р.: На мой взгляд, даже студенты первого курса юрфака такую ошибку не допустят.

А.Ш.: О чем это говорит. Либо все эти люди: юридическая служба, глава города, который контролирует и им руководит, контролирующие органы, Общественная палата, которая внимательно должна за всем этим следить, прокуратура, вся эта цепочка, мягко говоря, некомпетентна и не соответствует служебному положению, либо имеет место умысел. Мы можем только увидеть некое несоответствие функций от задуманной к реализованной, а дальше уже дело прокуроров. Заявление уже три недели лежит. Я очень надеюсь, что мы скоро услышим продолжение этой истории. Самое интересное в том, что коллеги сделали не только расследование, они создали инструкцию, которая позволяет в любом городе применить эту кальку и посмотреть, а нет ли такой схемы. Мне кажется, что такая схема возможна. Мы всегда очень внимательно смотрим за госзакупками, за госконтрактами, за торгами. И практически никогда не смотрим после того, когда договор заключен. В данном случае речь идет о договорах аренды. Мы еще пока не брали во Владимире договора купли-продажи земли. Я думаю, что там тоже может быть много всего интересного. Сейчас стало популярным заключение договоров рассрочки, когда большое количество собственности продается бизнесмену в рассрочку на 5 лет за крупную сумму. Вроде бы он первый взнос делает, а дальше мы не можем, нет у нас инструментов, чтобы проконтролировать делают ли они это на самом деле. Единственное, что нам помогло, это то, что они обязаны выходить в суды, а что они там делают, не прописано.

И.К.: Я приведу с сайта ПроВладимир, где опубликовано это большое расследование, цифры, чтобы радиослушатели понимали о каких суммах идет речь. По причине неявки истца в суд владимирская казна не пополнилась более чем на 76 млн рублей. Из-за мировых соглашений бюджет города Владимира дополнительно недосчитался почти 30 млн рублей. По причине пропуска исковой давности в бюджет Владимира не поступило дополнительно около 35 млн рублей. Снижение исковых требований — 63 млн рублей. Проблемы с документами — 65 млн рублей. Заниженные арендные ставки — 33,9 млн рублей.

То есть все это дело нужно проверять на компетенцию, на соответствие занимаемым должностям тех чиновников, которые должны за это отвечать. С другой стороны, есть ли какая-нибудь тенденция, может быть, это одна большая организация, ряд крупных организаций или это мелкие организации, но концы ведут к одному главному офису? Со второй стороны схемы кто-то стоит или нет никого?

А.Ш.: Со второй стороны схемы стоит бизнес. В интересах бизнеса, это минимизация собственных расходов. Они, пользуясь халатностью и некомпетентностью или какими-то коррупционными схемами, мы не можем этого утверждать, минимизируют свои расходы на ведение бизнеса. То есть платят меньше, чем должны были бы. Соответственно, уменьшая свои расходы, они увеличивают свои доходы, в чем и состоит задача бизнеса.

И.Р.: Много фирм, которые фигурируют в исках, но основной ущерб составляют всего несколько фирм.

И.К.: Вот вижу три фамилии и три организации.

А.Ш.: И три депутата.

И.К.: Олег Чижов — «Монострой», Юрий Хигер — «Проекция», Алексей Андреев — «Игротэк» и компания ИСК «Строй капитал».

И.Р.: С «Игротэком» связана недоимка в 105 миллионов рублей. То есть это большая часть, более 40% связано с одной фирмой.

А.Ш.: Владелец и директор, которой в то время, как недоимка появилась, возглавлял комитет по строительству и земельным отношениям городского совета народных депутатов города Владимира.

И.Р.: Более того, он являлся или, может быть, до сих пор является бизнес-партнером брата сити-менеджера Андрея Шохина, Александра Станиславовича Шохина. То есть тут возникает конфликт интересов.

А.А.: Который должен быть урегулирован.

И.Р.: Согласно действующему законодательству, вплоть до увольнения. Мне кажется, что это очевидные вещи. Вообще это должны проверять не общественники или не только мы, но и контролирующие органы, в том числе Счетная палата, прокуратура.

А.А.: Поэтому заявление в прокуратуру нами уже направлено.

И.К.: Я смотрю еще одну схему, так называемая «Взаимопомощь» сити-менеджера города Владимира и крупных строителей, и у каждой фотографии фигурантов опубликованного расследования вижу иконочку «Единой России». То есть все эти граждане, кроме Шохина Александра Станиславовича, состоят в одной партии.

А.А.: Да.

И.К.: Уважаемые радиослушатели, если кому-то интересно более подробно изучить это расследование, вы можете зайти на ПроВладимир и на сайт Трансперенси, почитать, если возникают какие-то вопросы, написать эти вопросы и комментарии авторам статьи.

На что вы рассчитываете в итоге? Сейчас ожидается ответ из прокуратуры. Какой ответ вы ожидаете получить?

А.Ш.: Честный, законный, подробный.

И.К.: Если такого не будет?

А.А.: Мы будем обжаловать.

А.Ш.: Больше мы рассчитываем на то, что не только во Владимире, но и в других городах активисты, пользуясь тем, что мы сделали во Владимире, примут на себя. Может быть, мы немного ближе станем к прозрачным мунипалитетам в целом в России.

И.Р.: Я рассчитываю на большую ответственность депутатов, поскольку в 2007 году администрация области, видя, что происходит, обратилась в Законодательное Собрание и внесла законопроект о том, чтобы передать в управление землю во Владимире на уровень областной. Но тогда депутаты, опять же — единороссы — «продинамили» этот закон, и фактически он сейчас лежит на полке.

Back to top button