Смерть, пар и ящур: чем прославилась Владимирская область за неделю?
О трагедиях и напастях рассказал наш обозреватель
В эфире радио «Соль» выступил наш журналист Иван Ростовцев. Обозреватель рассказал коллегам о ключевых событиях региона, произошедших за последние дни: возможном приравнивании пара к никотину, смерти пятнадцатилетнего боксёра на соревнованиях и о многомиллионных убытках от вспышки ящура.
Валентина Ивакина: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели, это — программа «РегиOn-line» на радио «Соль», у микрофона — Валентина Ивакина. В рамках этой программы мы связываемся с журналистами из разных регионов страны, и они рассказывают о самых последних новостях, которые успели произойти в их родном городе и в их родном регионе. Сегодня выбор пал на Владимир и на Владимирскую область. В рамках этого эфира обсудим сразу несколько тем, и, в частности, в анонсе мы это обозначили так: «Алкоэнергетики отменили, теперь на очереди — вейпы? Владимирская область вновь выдвигает инициативу». И также темами обсуждения станут смерть 15-летнего боксёра на соревнованиях, многомилионные убытки от вспышки ящура и очередные громкие аресты в регионе. Нашим экспертом сегодня выступит Иван Ростовцев, обозреватель информагентства «ПроВладимир».
Предлагаю начать с трагических событий. То, что обсуждали в минувшие выходные дни и сегодня обсуждают многие журналисты, многие СМИ. Это — трагедия, которая произошла на соревнованиях по боксу: погиб 15-летний школьник. Можешь рассказать подробности? Что известно, и как эта история развивалась. Я знаю, что там не очень открытая реакция властей была по поводу происходящего.
Иван Ростовцев: Это произошло как раз на выходных, 5 ноября. Происходил турнир по боксу в спортивном центре «Молодёжный», он был организован одной из муниципальных организаций, и в том числе — администрацией города. Турнир должен был, по идее, согласовываться с федерацией бокса, потому что всё-таки это спорт травмоопасный, и там должны были, естественно, дежурить медики (по крайней мере, карета скорой помощи), и этого сделано не было. Более того, как сообщали и мы, и Следственный комитет, и другие СМИ, должны были собирать со спортсменов какие-то справки определённые и следить, естественно, за их состоянием здоровья. Тут тоже контроля должного не было, и получается, что того спортсмена, 15-летнего подростка, который, к сожалению, погиб, его допустили до соревнований…
В.И.: То есть, без справки, без разрешения.
И.Р.: Да, без разрешения и совершенно… Не знаю, можно ли это списывать на халатность — я думаю, это установит Следственный комитет, — но, тем не менее, произошло то, что произошло. Мальчик вышел на ринг. Причём он участвовал в этом несколько дней подряд, потому что турнир проходил несколько дней, и даже что-то там выиграл, но в последний день, буквально вчера, произошла эта трагедия. Он дважды упал в нокдаун, как говорится, и уже после окончания поединка он почувствовал себя плохо, потерял сознание. Его пытались привести в чувство, но опять же, поскольку скорой помощи не было, и там произошла травма черепа, как сейчас выясняется…
В.И.: Рассказывают, что у него была травма, полученная несколько лет назад, и якобы именно эта травма дала о себе знать, потому что подросток пропустил несколько ударов, и уже после боя ему стало плохо. Видимо, в виду ранее полученной травмы. Какова реакция сейчас, что происходит в регионе? Дело — нашумевшее, и понятно, что когда к таким событиям привлекается внимание федеральных СМИ, то более ответственно, наверное, должны к этому вопросу относиться и представители местных властей, и следственного комитета. Возбуждено уголовное дело, насколько я понимаю.
И.Р.: Да, возбуждено уголовное дело, но, к сожалению, если вчера мы могли дозвониться до наших властей и получить комментарии у спортивной федерации и у Следственного комитета, и даже у организаторов, то сегодня ни организаторы, ни муниципальные власти не хотят ничего комментировать. То есть, они отстраняются, говорят: «Пусть это устанавливает следствие, мы не хотим распространяться на этот счёт». Никто даже не выразил соболезнования спортсмену и его семье, естественно. Так получается, что сейчас этим делом занимаются только следствие и журналисты, которые в силу своей профессии хотят выяснить все причины произошедшего.
В.И.: И хочется отметить: как пишут СМИ, как пишет «ПроВладимир», представителем которого ты являешься, это — далеко не первая трагедия во Владимирской области, когда погибают дети в рамках проведения соревнований. В частности, в декабре 2010 на фестивале боевых искусств скончался 13-летний подросток, в сентябре 2012 года 15-летний житель Гусь-Хрустального умер на уроке физкультуры. То есть, это уже не первый случай. Но, как вы пишете в своих материалах, очень быстро забывают об этом: звучат какие-то обещания. Не копались ещё по предыдущим случаям, когда дети погибали? Что было дальше? На местах меры какие-либо принимались?
И.Р.: На самом деле, такие случаи происходят регулярно и не только во Владимирской области: мы постоянно слышим, что кто-то умер из детей на уроке физкультуры.
В.И.: В эти выходные — в Омской области.
И.Р.: Да, в Омской области. Кто-то на каких-то соревнованиях умер, у кого-то сердце остановилось, кто-то ещё какую-то травму получил и погиб. То есть, поскольку эта проблема — федеральная и не только региональная, списывать её только на халатность учителей и местных властей, наверное, не стоит. Здесь должно быть, на наш взгляд, какое-то решение в управлении министерства образования. Должен быть установлен какой-то контроль на федеральном уровне, возможно, нужно пересмотреть нормативы или пересмотреть вообще всю систему подготовки физической культуры. Потому что, с одной стороны, мы, как общественность, возмущаемся проведением в Чечне турниров по боям без правил, хотя там никто не погиб, слава богу. А с другой стороны, нас почему-то так не удивляет, и мы уже все привыкли к таким случаям, когда происходит трагедия в рамках обычных соревнований во всех остальных регионах России.
В.И.: Следующая тема, которая тоже вышла на федеральный уровень, и первоисточник которой находится во Владимирской области, она касается возможного запрета на «вэйперов». Что произошло: спикер регионального парламента высказался за то, что необходимо провести исследование «вэйпинга» и, возможно, даже приравнять пар к никотину, к дыму. О чём идёт речь? Что известно об этом на региональном уровне?
И.Р.: Тут стоит пояснить, что такое «вэйпы»: это — специальные устройства, которые имитируют процесс курения, но при этом человек выдыхает пар. Наш председатель законодательного собрания считает, что «вэйпы» наносят такой же вред (или, по крайней мере, какой либо вред) здоровью, как и обычные сигареты. Вообще, законодательное собрание Владимирской области отличается борьбой за здоровый образ жизни, потому что целый ряд законопроектов был подготовлен: наши депутаты боролись с алкоэнергетиками.
В.И.: И довольно успешно, насколько я знаю.
И.Р.: Отчасти успешно, потому что всё равно производители алкоэнергетиков нашли лазейку, и как они продавались, так, отчасти, и продаются. Боролись также и с курением в общественных местах, боролись с злоупотреблением алкоголя, и даже такой казус случился, что у нас накануне Нового Года ввели чуть ли не сухой закон, и все новогодние праздники алкоголь не продавался.
В.И.: Это в канун 2016 года произошло, кажется.
И.Р.: Нет, это было в канун 2014 года. Но сейчас перешли на «вэйпы». Опять же, здесь, вероятно, нужна какая-то федеральная инициатива, потому что на уровне региона это вряд ли можно запретить. Кроме того, нужны, безусловно, какие-то специальные исследования. Просто сказать, что что-то полезно или вредно для здоровья, наверное, голословно нельзя утверждать. Это — инициатива спикера законодательного собрания, но, тем не менее, в тот же день буквально во Владимирском государственном университете запретили курить «вэйпы», потому что, якобы срабатывала пожарная сигнализация в общежитиях, и руководству это надоело.
В.И.: Но насколько я понимаю, во Владимирском госуниверситете запретили не только «вэйпы», а в целом весь спектр каких-либо аналогичных вещей. И кальяны попадают под запрет, там целый список.
И.Р.: Кальяны и всё прочее всё-таки относится к курению в общественных местах, это в принципе запрещено. На территории, тем более, бюджетных учреждений. В любом бюджетном учреждении либо есть какие-то специальные места для курения, либо… В обычных местах там курить запрещено.
В.И.: Если позволишь, я зачитаю цитату из высказывания спикера регионального парламента Владимира Киселёва, что он рассказывал про «вэйпинг». Зачитываю: «Подавляющее большинство подростков, к сожалению, считает, что это не только не вредно, но и полезно, отвлекает, помогает расслабиться. Даже родители не понимают, насколько вредны эти курительные устройства. Кроме того, сегодня в Интернете на анонимных сайтах уже можно найти смеси для «вэйпинга», которые содержат наркотические вещества». То есть, есть ещё отсылка к тому, что, видимо, таким способом молодёжь может употреблять наркотики. Что ещё говорит Киселёв: «Я предложил в первую очередь провести глубокие исследования на государственном уровне в целом по этой проблеме. Кроме того, необходимо развернуть очень серьёзную пропаганду о вреде «вэйпов» и курительных смесей на уровне пропаганды о вреде курения, алкоголизма и наркотиков». То есть, серьёзно.
И.Р.: Я поддерживаю, конечно, нашего спикера по поводу глубоких исследований, но другое дело, что нужно разделять всё-таки употребление наркотиков и курительных смесей и «вэйпинг». В любом случае, можно курительные смеси использовать как угодно и не только с «вэйпами», а и с трубками обычными, но мы же не запрещаем курить трубки людям. А в любом случае, мы запрещаем курительные смеси и наркотические вещества как таковые. В данном случае, мне кажется, всё-таки дело — за исследованиями, и именно по результатам исследований мы уже можем говорить о том, стоит запрещать их или не стоит. И законодатели примут какое-то своё решение.
В.И.: Было бы интересно узнать результаты этого исследования, потому что, я знаю, даже медики не могут прийти к единому выводу: полезно это или вредно.
И.Р.: Кстати, далеко не все инициативы депутатов реализуются. Возможно, и к лучшему.
В.И.: Но всё равно прогремела. Предлагаю перейти к следующей теме. Я знаю, что Владимирскую область в последнее время в буквальном смысле трясёт от громких арестов. И буквально на днях стало известно ещё об одном задержании. Ты можешь рассказать о последней информации и немного предыстории: что было до этого?
И.Р.: У нас радиослушатели. наверное, слышали, что задержан и арестован бывший вице-губернатор Дмитрий Хвостов. Он курировал строительную отрасль, и его сейчас обвиняют, ему уже предъявлено обвинение во взятке в особо крупном масштабе. Пока говорится, раскрывается об одном эпизоде: когда вице-губернатор поспособствовал переводу строительства объекта, детского сада в микрорайоне Веризино, с коммерческого счёта на бюджетный. То есть, его финансировали бюджетно. В итоге этот объект так и не появился до сих пор, хотя должен был.
В.И.: А деньги были выделены, правильно?
И.Р.: Деньги — нет, никто не выделил.
В.И.: То есть, он просто получил за это средства с предпринимателя.
И.Р.: Да, он получил средства, а обещалось жителям, что появится в этом новом микрорайоне строящемся детский сад. В итоге ничего не появилось, и сейчас жители в итоге страдают и думают, когда же у них всё-таки это построят.
Естественно, были и какие-то другие эпизоды. В Следственном комитете нам говорят, что там ещё разбираться и разбираться. Остальные эпизоды, если они имелись, мы узнаем позже, но сейчас мы видим, что появляются и другие фигуранты дела. В суде, по крайней мере, озвучивалось, что один из крупных строителей, сын бывшего мэра Владимира, Александр Шамов, тоже каким-то образом будет фигурировать в этом деле.
И буквально сегодня также сообщили, что обвинение предъявлено руководителю «Владстройзаказчика» – это муниципальное бюджетное учреждение, Антону Аручиди, но его обвиняют несколько в другом, по другому делу: он обвиняется в мошенничестве с земельными участками. Фактически, по версии следствия, он предъявил поддельные документы на земельные участки и в результате их приобрёл по сниженной цене, чем, как минимум, нанёс ущерб бюджету в 15 миллионов рублей. Кроме того, там были какие-то другие эпизоды, тоже с серыми схемами.
В.И.: Могу привести цитату с сайта УМВД: «Также ему предъявлено обвинение в покушение на совершение аналогичных мошеннических действий с участком земли, стоимостью более 58 миллионов рублей. Свои противоправные действия злоумышленник не смог довести до конца, поскольку противоправных характер его действий был установлен сотрудниками полиции».
И.Р.: Слава богу, это произошло. Однако же, во Владимире, как установили мы, журналисты ПроВладимира, совместно антикоррупционным центром «Трансперенси Интернешнл» (внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции «иностранного агента»), с земельными участками вообще творится неладное. Поведение мэрии и чиновников городской администрации по отношению к некоторым фирмам, приближённым, так скажем, к властям — совершенно непонятное и труднообъяснимое, особенно — в судах. И в результате по нашим оценкам недоимки бюджета уже составили 300 миллионов рублей. По крайней мере, мы надеемся, что в дальнейшем правоохранительные органы обратят на это внимание и тоже дадут какую-то свою оценку.
В.И.: Смотри, представитель «Владстройзаказчика», он проходил, в частности, по вашему расследованию, которое вы проводили с «Трансперенси Интернешнл» (внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции «иностранного агента»)?
И.Р.: Нет, это касалось несколько других фирм. Получается, что даже наше большое расследование — там были сотни административных дел, арбитражных дел в арбитражном суде, — получается, что были и какие-то другие дела, которые не попали даже в наше поле зрения, и они не попали в поле зрения общественности. Значит, нужно в этом более детально разбираться и смотреть, что там происходило ещё.
В.И.: Ну и вопрос, который возникает: наверняка есть определённого рода слухи — кто может быть следующим? Или на представителе этой компании цепочка может прерваться, и дальше все окажутся законопослушными?
И.Р.: Посмотрим.
В.И.: Посмотрим. И вопрос, который тоже возникает: о судьбе самих объектов, с которыми совершались эти манипуляции, что-то известно? О той же самой школе в одном из микрорайонов города. Здесь, во втором деле, которое ты озвучиваешь, речь идёт об участках земли, и не об одном. Про это что говорят?
И.Р.: Следствие, как уже было сказано, предотвратило какую-то мошенническую схему и манипуляции с землёй. По-моему, это касалось пригородов Владимира, микрорайонов турбаз «Ладога» и «Рахманов Плес». Что касается земельного участка, который был куплен по пониженной цене, вероятно, это тоже будет последствием этого уголовного дела и предъявления обвинений. Если суд установит, действительно подтвердит обвинения и то, что участок был приватизирован по заниженной цене, я думаю, что это послужит либо причиной отмены аукциона, либо возмещения убытков, принесённых бюджету.
В.И.: Тоже прогремели на всю страну, и причём даже за границей было известно о том, что происходит во Владимирской области: во Владимирской области был выявлен ящур. И в итоге многие иностранные компании отказывались закупать молочную продукцию из Владимирского региона, потекли слухи о том, что и молоко, и творог, и всё остальное есть опасно, потому что можно заразиться. В какой стадии ситуация находится сейчас? И тоже немного предыстории для тех, кто всё пропустил.
И.Р.: Действительно, во Владимирской области был ящур, произошла вспышка ящура в одном из районов. Точнее, даже в одном из хозяйств Владимирской области. Хозяйство небольшое, там было порядка тысячи «голов». Причём тысяча «голов» — это лишь часть этого хозяйства, как раз-таки уничтоженная. В итоге она была уничтожена. То есть, всё поголовье пустили под нож, вероятно, сожгли и захоронили по специальной технологии. А само хозяйство продолжило существовать, ту часть, которую уничтожили, её, естественно, восстановят. Возможно, на какой-то новой земле. Тем не менее, в период заражения, до того, как был объявлен карантин, всё-таки молоко поступало с этого хозяйства. Оно поступало на молокозавод «Ополье», это один из крупнейших производителей вообще молока в России и относится к «Вимм-Билль-Данну». И, соответственно, туда выезжала проверка Роспотребнадзора федерального. Как нам заявляют, представители самой компании приняли решение отозвать всю продукцию.
В.И.: Там чуть ли не об одной трети продукции, произведённой за этот срок, шла речь.
И.Р.: С 1 по 19 октября произведённую продукцию отозвали решением Роспотребнадзора. Это — примерно четыре тысячи тонн молока и молочных продуктов. Естественно, компания понесла огромные убытки, в 100 миллионов рублей они оцениваются или даже более. Хотя, наверное, больший вред нанесён был именно репутационный, поскольку вслед за этим началась… И конкуренты, естественно, не дремлют, но и другие даже государства, Белоруссия и Казахстан, отменили поставки вообще молочной продукции и даже мясной из Владимирской области и из России. То есть, получается, что да. В итоге, как нам сейчас рассказывают, молоко это — безвредное, там не было обнаружено ящура, ни в одном из молочных продуктов. Технология производства молочных продуктов — такая, что вирус ящура погибает при 60 градусах. И эта мера по отзыву продукции считается чрезмерной.
В.И.: И я знаю, что местные чиновники встали тоже на защиту производителей молока и молочной продукции, и видео с их действиями облетело Интернет. Можешь рассказать, на этом и закончим.
И.Р.: Вице-губернатор Владимирской области Роман Русанов, который курирует сельское хозяйство, решил продемонстрировать свой патриотизм и выпил под прицелом телекамер целый стакан молока «Ополье», чтобы продемонстрировать, что оно не заражено. Тем не менее, инкубационный период заражения ящуром — от 2 до 12 дней, и мы пока ждём: всё-таки был там какой-то вирус, или не было. По крайней мере, мы, конечно, желаем нашему вице-губернатору здоровья.