История городаСтроенияТерритории

Завод «Точмаш»

ОАО Владимирское производственное объединение (ВПО) «Точмаш» – одно из крупнейших предприятий города, относящееся к отрасли приборо- и машиностроения, традиционно выпускает как мирную, так и военную (специальную) продукцию. Наибольшего расцвета и мощи достигло в 70 – 80‑е годы. Занимает обширную территорию у начала улицы Северной вдоль реки Рпень в восточной промзоне Владимира, несколько в стороне от основных улиц города, что запечатлено в названии остановки общественного транспорта «Поворот на «Точмаш». Только промышленный парк «Точмаш», развивающийся с 2012 года (а это далеко не вся территория предприятия), имеет площадь 65 гектаров.

Название «Точмаш» завод получил только в 1966 году. Но возник он не на пустом месте. Его первоначальной предшественницей была ткацкая фабрика купца Белова, работавшая еще с 1911 года. После революции, в 1925 году фабрика стала называться «Пионер». Производила она «гимнастерку» — ткань для военного обмундирования, миткаль, бязь, туальденор, бельтинг.

Однако датой основания «Точмаша» считается декабрь 1933 года, когда на базе ткацкой фабрики был основан Владимирский грамзавод. Значит, на 2013 год пришлось официальное 80-летие предприятия. Грамзавод выпускал портативные патефоны ПТ‑3, прототипом для которых послужил английский HMV (His Master’s Voice), и иголки к ним. Производство достигало 150 тысяч патефонов в год.

С 1940 года завод решили перевести на выпуск военной продукции — взрывателей для артиллерийских и реактивных снарядов, авиабомб. И более 25 лет заводу доставались номерные «названия». Усилилась и секретность вокруг предприятия. С 1939 года это был государственный союзный завод №260. Но уже в 1941 году завод эвакуировали в Пермь. Там он и остался! Часть предприятия, что вернулась в 42‑м году во Владимир, стала называться госзаводом №521, с 1951 года – «Почтовый ящик №50».

С 1946 года на освободившихся площадях начали выпуск бытовых металлоизделий, и памятуя об этом, специалисты завода, говорят, иногда ласково называли свой «п/я №50» «Шпингалетом».

Ну а многие владимирцы, даже после наименования завода «Точмашем» в 1966 году, долго еще называли его по старинке грамзаводом. А остановку – «Поворотом на грамзавод». Кстати, название «Точмаш» – не оригинальное. «Точмаши»- заводы точного машиностроения – появились и в Одессе, и в Донецке, и в Новосибирске, и в Нижнем Новгороде.

Еще в 1947 году завод во Владимире начал выпускать часы, к 70‑м годам точмашевские часы «Весна» были почти в каждой владимирской семье.

Настала атомная эра. И с 1958 года завод приступил к выпуску газовых центрифуг для получения топливного урана, и с тех пор имеет прямое отношение к атомной индустрии. Чуть позже наладили литьё из пластика, выпуск автомобильных электроприборов.

В 1971 году завод «Точмаш» награждён орденом Ленина.

В 70‑е и 80‑е годы завод «Точмаш» достиг пика развития как гигант оборонки и атомной промышленности. Это уже тогда был не завод даже, а производственное объединение нескольких предприятий. В те «тучные» годы во Владимире строятся социальные объекты «Точмаша»: поликлиника, больница и Дворец культуры (ныне «Арт-Дворец»).

В мирном ассортименте огромного завода на время появляется даже аудиотехника, новинка 80‑х, – кассетная магнитола «Нерль», словно напоминая о легендарных патефонах грамзавода 30‑х годов. Сегодня и та магнитола «Нерль» успела стать легендой у любителей винтажной аудиотехники.

Но уже со второй половины 80‑х начинается сокращение оборонных заказов и конверсия производства. Пытаясь хотя бы частично компенсировать потери, «Точмаш» усиливает выпуск мирной продукции – автокомпонентов, например, осваивает счетчики воды и газа. Ну и, конечно, фишкой оставались незабываемые часы «Весна». Ими, бывало, в кризисные 90‑е годы выдавали зарплату владимирским милиционерам!

Кругом шла приватизация, а «Точмаш» упорно держался за государственный статус (как-никак, оборонка!), имея хорошие взаимоотношения с властями всех уровней. С 1998 году он стал федеральным государственным унитарным предприятием – ФГУП ВПО «Точмаш». Это способствовало стабильности ядра коллектива. Многие владимирцы были готовы тогда работать даже за маленькую зарплату, зато на стабильном госпредприятии!

Государство в 2006 году определилось с ведомственной принадлежностью многопрофильного завода, и распоряжением Правительства ФГУП ВПО «Точмаш» было передано в ведение «Росатома». Тут уж «Точмаш» не миновал акционирования. В 2008 году ФГУП преобразовано в ОАО, с акциями в федеральной собственности. В 2009 году «Точмаш» вошел в состав «ТВЭЛ» – топливной компании «Росатома».

В 2010 году на «Точмаше» создано 4 дочерних ООО – по производству автокомпонентов (особенно много делают подрулевых переключателей), станков и оборудования, инструментов, пресс-форм, штампов, и отдельное предприятие, занимающееся сдачей в аренду площадей завода.

В 2011 году с гордостью объявили о создании Центра механотроники для выпуска неядерной инновационной продукции.

А в 2012 году на «Точмаше» стали производить оборудование для хранения отработанного ядерного топлива. Но в том же году было принято историческое решение – «Росатом» прекратил на «Точмаше» во Владимире выпуск газовых центрифуг, которые 50 лет составляли и гордость, и значительную загрузку предприятия. Что интересно, производство центрифуг перевели на Урал. Опять! Как тут не вспомнить об эвакуации в Пермь в 1941 году! Кстати, на Уральском заводе газовых центрифуг объем производства был увеличен в три раза за счет переноса заказа с владимирского «Точмаша».

Велик запас устойчивости старой доброй ткацкой фабрики купца Белова и легендарного грамзвода! При поддержке шефов из «ТВЭЛа» решено было на высвободившихся производственных площадях создавать промышленный парк, предлагая размещать там любые производства. Пришлось, правда, разграничить обширную территорию завода так, чтобы секретные участки спецпроизводства для Минобороны были надежно отгорожены от более свободной зоны промпарка.

В начале юбилейного 2013 года на предприятиях «Точмаша» работало 1830 человек. Знаковый тогда прошел заголовок на одном из телеканалов – «ВПО«Точмаш» не выживает, а живет».

Back to top button