Владимирская больница скорой помощи (Красный Крест)
Представить провинциальный уклад жизни Владимира в начале прошлого века не так уж сложно. Всмотритесь в черно-белые фотографии тех лет: тихий, утопающий в зелени городок с одно- и двухэтажными домиками. 1913‑й год ознаменовался для владимирцев как минимум двумя важными событиями. Во-первых, в мае сюда вместе с семьей приезжал сам Николай II. А во-вторых, был заложен первый камень будущей больницы «в честь 300-летия Царствующего Дома Романовых». Той самой, которую горожане зачастую называют Красным Крестом.
Почему так?
Чтобы узнать ответ, нужно еще больше углубиться в историю.
Владимирское губернское общество Красного Креста ведет отсчет с 22 октября 1868 года. Возглавляли его предводители губернского дворянства или лично губернаторы. В 1892 году при Красном Кресте открылась община сестер милосердия, она получила имя Георгиевской – во имя святого благоверного великого князя Георгия Всеволодовича, сына Всеволода по прозванию Большое Гнездо. История этой общины в итоге тесно сплелась с историей больницы.
В задачи Георгиевской общины входила подготовка медперсонала для оказания помощи нуждающимся. О деятельности сестер милосердия сохранились отзывы, вот, к примеру, что писали в 1895 году о старшей сестре общины Анне Александровне Троицкой: «Всегда исполнительная во всех требованиях, какие касаются ее деятельности, она и в то же время зорко следила за исполнительностью других сестер, разумно внушая и приучая их нести добросовестно известные обязанности, присущие их званию. Собственным примером научала сестер самому деликатному обхождению с больными, беспристрастно относясь ко всякому, кто приходил в лечебницу для врачевания своих недугов…»
Существовала община на пожертвования, членские взносы членов Красного Креста, плату за дежурства в частных домах и за командировки на борьбу с эпидемиями. Прием местных жителей сестры вели бесплатно, а с тех, кто мог заплатить, брали деньги только за лекарства. Был и стационар для больных, правда, всего на несколько коек. Потому после возвращения санитарного отряда Георгиевской общины с русско-японской войны, было решено построить больницу, которая «обслуживала бы интересы недостаточного населения города Владимира и его окрестностей».
Чуть раньше, в 1904 году, на деньги, полученные от главного управления Красного Креста, были куплены Муравкинские огороды с домом и надворными постройками. Сегодня это и есть территория БСП. Именно там 26 сентября 1913 года состоялась торжественная церемония закладки камня будущей больницы.
Согласно свидетельствам, народу в тот знаменательный день собралось много. Присутствовали ВИПы начала прошлого века: губернатор И.Н.Сазонов, попечительница Георгиевской общины (и супруга вице-губернатора) А.Ненарокова, члены местного управления Красного Креста, члены строительной комиссии, представители Владимирского городского общественного управления во главе с городским главой Н.Н.Сомовым. Как уточняют историки, императорской семье была послана телеграмма о событии.
Ответила владимирцам покровительница российского Красного Креста императрица Мария Федоровна: «Благодарить».
Автором проекта больницы стал губернский архитектор Леонид Михайлович Шерер. Строилось здание за счет благотворителей: на это дело было собрано 17 765 рублей, 1600 – в ценных бумагах. Земское собрание и городская дума тоже не остались в стороне, выделив почти 7 000 рублей. Плюс 100 тысяч штук кирпича пожертвовали купцы Петровские.
Стройка шла быстро, к концу 1913 года здание было подведено под крышу. А открытие и освящение больницы состоялось 14 ноября 1914 года. Однако стоит уточнить, что еще раньше ее приспособили под госпиталь на 50 коек – началась 1‑я мировая война.
С тех пор больница сменила много названий. В 1‑ю мировую и в гражданскую войну она была лазаретом, в начале 20‑х годов прошлого века – уездно-городской больницей, с 1929 года – 2‑й городской Советской. В годы ВОВ больница вновь становится госпиталем, а в 1950 году ее переименовывают в 1‑ю городскую. Наконец, в ноябре 1972 года она получает название Больница скорой помощи.
Хотя для многих она по-прежнему – Красный Крест. А вот упоминание, что больница была построена в память 300-летия Дома Романовых, из названия давным-давно исчезло. Впрочем, не бесследно. В 2009 году возобновленную церковь при больнице переосвятили в честь великой княгини, преподобной мученицы Елисаветы Федоровны.