По версии Forbes, самыми дорогими брендами мира в уходящем году остаются Apple, Microsoft и Coca-Cola c оценочной стоимостью 104,3 млрд., 56,7 млрд. и 54,9 млрд. долларов соответственно. Люди разных возрастов, национальностей, вероисповеданий ежегодно отдают часть своего дохода в пользу тех или иных торговых марок, принося владельцам бренда средства на хлеб с маслом, безбедную старость и прочие радости жизни. Причем это работает не только с вышеназванными гигантами, но и с любым мало-мальски раскрученным брендом в любой сфере.
К чему вся эта финансовая лирика? К тому, что в поисках способов создания новых и оживления старых доходных частей бюджета российские регионы с головой кинулись в процесс брендирования. По задумке властей, создание региональных брендов привлечет новых покупателей к ранее неизвестным или изрядно подзабытым продуктам, от пищевых до туристических. К сожалению, все гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Вернуть доброе имя брендам, пережившим расцвет и упадок, труднее и затратнее, чем создать новые. Но и новый бренд, как хороший коньяк, должен выстояться, окрепнуть, войти в силу.
Брендирование турпродуктов, как говорится, «на ровном месте», давно опробовано в Старом Свете. Для того чтобы встряхнуть Владимиро-Суздальское княжество, мирно посапывающее на архитектурных памятниках белокаменного зодчества, можно воспользоваться опытом майоркской плюшки. С виду – самая обычная слоеная булочка на основе муки, воды и какой-то средиземноморской магии. Но маркировка печатью Евросоюза IGP (Indicacion Geografica Protegida) делает это незатейливое изделие из теста эксклюзивным продуктом, имеющим защищенное название, гарантирующее его происхождение и качество. Свой опыт есть и у Чехии – монахи из Страховского монастыря, расположенного в самом центре Праги, не стесняются вносить вклад в развитие туристической отрасли и предлагать гостям чешской столицы пиво, сваренное здесь же, на территории монастыря. Так на протяжении столетий, ничего не меняя в себе, устоях и отношению к жизни, люди создают особую ауру единственного на весь мир места, куда хочется возвращаться за теплым хлебом, свежим пивом, а главное – добрым отношением.
Здесь по сценарию возникает храм Покрова на Нерли. Удивительное место. Белокаменная церковь, достояние человечества по версии ЮНЕСКО, исторически-ландшафтный памятник, именуемый Боголюбовским лугом, монастырь в шаговой доступности, слияние двух рек – настоящий заповедник, раздолье для туриста и паломника, но только потенциальное. Все, что было сделано природой и историей для этого места, обещало ему полноценную туристическую карьеру со всеми вытекающими для бюджетов положительными последствиями. Развлекать гостей здесь не надо – это другое место, особенное. Кого здесь только не наблюдали: группки любителей чайной церемонии приходили на луг со своими спиртовками и чайниками, художники с мольбертами, семьи с детьми запускали ночные фонари. Плюс, естественно, паломники и «организованные туристы». Луг для всех, только для каждого он свой. Всего-то и надо, чтобы у каждого была возможность вымыть руки, выпить чашку чая, съесть полноценный обед или бюджетно перекусить. Давайте по порядку.
Главная проблема здесь – туалеты. Нужны стационарные цивилизованные помещения с кабинками для инвалидов, пожилых людей и столиками для пеленания младенцев. Кстати сказать, в Европе ни один памятник истории, архитектуры и искусства с массовым пребыванием людей не пройдет сертификацию и не получит лицензию на работу и доступ людей без таких туалетов. Биотуалеты расположены на станции «Боголюбово», следующий туалет – уже у храма, на расстоянии полутора километров пешего хода. Естественно, что ни о какой адаптации этих, с позволения сказать, заведений для пожилых, людей с ограниченными возможностями, молодых матерей, речь не идет и не шла.
На протяжении всей тропы к храму нет ни одного места для привала, ни одной скамейки, ни одного укрытия на случай зноя или дождя. Если вы устали, или, не дай бог, прихватило сердце, – вариантов немного: терпеть, поворачивать назад или помирать на месте. Наши туристические маршруты – не для больных и слабонервных. Единственным элементом близкого к европейскому комфорта должен был стать лифт на мостовом переходе через железнодорожные пути. Строили его, напомним, 2 года. Стоимость всего сооружения – 72 миллиона рублей. И что, работает? Да, только не по будням, не по выходным, а по «особым праздникам». Календарь этих счастливых дней известен узкому кругу лиц, в число которых ни туристы, ни экскурсоводы не входят.
Пешеходная тропа к храму стоимостью в 8 миллионов рублей половину туристического сезона простояла в воде. Видимо подрядчик, проводивший работы, слыхом не слыхивал о том, что луг у храма Покрова на Нерли заливает каждую весну с незапамятных времен и за 8 столетий в его ландшафте мало что изменилось. Вот и протаптывают туристы альтернативные дорожки. Прямо по особо охраняемым травам. В результате луг местами уже изрядно вытоптан, и, как будто этого мало, весной, летом и осенью здесь во всех направлениях шныряют подростки и взрослые на мотоциклах и скутерах.
Кстати, в полосу водных препятствий луг превращается не только весной, но и осенью, когда заряжают дожди. В одно из последних посещений я наблюдал, как две туристки из Москвы, следуя по пешеходной тропе, уперлись в лужу метровой глубины. Обсудили преграду и глубину ее с гостями – не понимают москвичи, почему же нельзя поставить указатель «Тропа подтоплена, обход!». Действительно, почему? Почему на протяжении тропы всего три урны, одна из которых сломана? Почему на всей громадной территории луга туалет один? Этот образец деревянного зодчества, так называемый «туалет свободного падения», вызывает особый интерес у иностранных туристов. Надо видеть, как гости подходят на цыпочках, переглядываются, недоуменно улыбаясь, заходить боятся и правильно делают – кто его знает, чем закончится этот невиданный аттракцион.
Луг у Храма Покрова на Нерли – удивительное место и в величии своем, и в неухоженности. Прямо у храма домик со складом старых досок, прогнившими пружинами старого матраца и прочим мусором. На воде лодка и кусок старого картона с надписью «50 рублей». Стало быть, прокатиться на лодочке можно за полтинник. Странный бизнес – если уж катать, то как положено, со всеми удобствами и мерами безопасности, и право это необходимо получать наравне с другими предпринимателями.
Владимирские чиновники от туризма не один год жалуются на то, что наш турист – это турист одного дня. Днем на экскурсию, а вечером домой, ибо развлечься у нас нечем. А вот одна из гостей города в своем ЖЖ написала так: «до места добирались полдня, Храм и окрестности осмотрели за час, а оставшийся день провели в размышлениях. Все эти впечатления от увиденного надо было переварить…»
Встреча с Храмом Покрова на Нерли – непростой духовный опыт. Он требует осмысления, ночевки и повторного осмотра. Сегодня туристы задерживаются здесь на час, только чтобы пройти до храма и обратно. А на самом деле, чтобы обойти луг и пустынь, побывать на берегах рек Нерли и Клязьмы, посмотреть, как плещется рыба и прямо у ног собираются сонмы мальков, подышать упоительным владимирским многотравьем, наглядеться на небо – нужен не один день. Картину мог бы завершить ужин в монастыре, вот здесь дело бы и дошло до эксклюзивной булки, которую можно было бы испечь только в одном уникальном месте, а вместо страховского пива вполне подойдет монастырский сбитень.
Боголюбовский луг с его храмом, просторами и возможностями – готовый туристический маршрут №1 и региональный бренд №1. Но говоря языком высоких технологий, у этого потенциально успешного места интерфейс недружественный. Поразмыслить бы над этой проблемой, да с государственным подходом… А пока все, как у Тарковского в «Сталкере». Затопленные дорожки с плывущими, как в огромном аквариуме, обрывками прошлогодних газет, туалеты свободного падения, мертвые лифты и отсутствие желания хоть что-то изменить у тех, у кого есть полномочия и возможности это сделать.