В провальных результатах ЕГЭ по математике винят родителей и интернет
Департамент образования считает полученные баллы «хорошими»
Как известно, любые экзамены вводятся для того, чтобы оценить качество преподавания – с одной стороны, и уровень образования учеников – с другой. Если результаты аттестации выходят низкими, то, очевидно, в образовательной системе необходимо что-то менять. Это значит, что где-то недоработали сами учителя, где-то оказалась несовершенной методика преподавания предмета, а где-то и министерство просчиталось. Однако признавать свои ошибки чиновники, отвечающие за обучение россиян, не умеют. Вот и директор департамента образования Владимирской области Ольга Беляева на прошедшей сегодня пресс-конференции всячески пыталась оправдать плохие результаты ЕГЭ по математике и даже назвала пять причин. Некачественной работы департамента и школ среди них не оказалось.
В этом году ЕГЭ во Владимирской области сдавали 5200 выпускников школ. Экзамены проходили в тех же условиях, что и в прошлом году, разве что на этот раз за ходом ЕГЭ следили не только воочию, но и через интернет. В результате одного ученика удалили за наличие телефона, четверых – за списывание. Их работы аннулировали, а в наказание абитуриентов даже не допустят в этом году до пересдачи. Апелляций по полученным результатам тоже подали немного – всего 150, вдвое меньше, чем в 2014‑м. Это свидетельствует о том, что курс на «честный ЕГЭ» был выбран правильно и приносит свои плоды.
«Плоды», которые получил департамент в этом году, не все оказались качественными. Конечно, не обошлось без успехов. Владимирские школьники по семи предметам набрали средние баллы выше, чем в целом по России. Отличились наши выпускники по русскому языку (здесь влияние, по мнению Ольги Беляевой, оказала декабрьская подготовка к сочинению и различные творческие конкурсы), по географии, литературе, информатике, биологии, истории и химии. Лучше всего школьники знают окружающий мир – по этому предмету никто экзамен не провалил. Стобалльных работ по всем дисциплинам в этом году было в общей сложности 29.
А вот хуже всего владимирские школьники изучают математику. В этом году выпускники могли выбрать, на каком уровне они знают предмет – на базовом или профильном. Сложность заданий при этом отличалась. Несмотря на нововведение, 120 человек экзамен по арифметике завалили, а средний балл по работам составил всего 44,4, что на 5,16 балла меньше, чем в среднем по России, и на 25,6 балла меньше, чем по русскому языку. При этом большинство «двоечников» не смогли даже повторно пройти испытание, т.е. решить самые элементарные задания базового уровня. Директор департамента образования Ольга Беляева назвала эту ситуацию «такой, какой она и должна была быть в этом году».
– Это не плохой результат, не хороший – это нормальный, стабильный результат… Хороший, хотя с русским языком он несопоставим, – заявила чиновница.
Причин таких низких оценок по математике Ольга Беляева видит несколько. Во-первых, виноват сам предмет – слишком уж много в решении задач может быть вариантов, и если ребенок не изучает математику углубленно, он не всегда их может найти. Второй фактор – современные учебники, которые «не нацелены на системную проработку вопроса», в отличие от учебников старого образца. Третья возможная причина – преподавание математики: сегодня учителя «работают на алгоритм сдачи экзамена», т.е. вгоняют мышление учеников в рамки, за которые он выйти не может. В последних двух причинах виновата политика министерства образования, в том числе введение ЕГЭ, но Ольга Беляева это признать не готова, поэтому главными факторами провала экзамена по математике назвала невнимание родителей к образованию ребенка, компьютеры и интернет, которые отучают школьников от умственного труда.
Помимо этого, директор департамента упомянула и еще один фактор – «психологический настрой, психологический тип человека». Он связан с тем, что ребенку сложно справиться с заданиями, когда он приходит в незнакомое место к незнакомым людям. Так опять же решило министерство, поэтому и в этом минусе Ольга Беляева нашла плюсы.
– ЕГЭ – это огромная машина, которая должна очень слаженно и очень хорошо работать. Она нацелена на то, чтобы создать равные условия для каждого ребенка, чтобы все были в одинаковых условиях, – считает чиновница.
Так что «одинаково» тяжелые условия не могут оправдать плохие результаты ЕГЭ. А вот низкое качество преподавания – может, но раскрывать информацию, в какой школе лучше обучают тому или иному предмету, а в какой хуже, департамент образования отказывается. Ольга Беляева объяснила, что им составлять рейтинги не рекомендовало министерство, дабы школы не подтасовывали результаты ЕГЭ, как это было раньше в Чечне и других южных регионах. Так что учителя, школы и департамент по-прежнему остаются непогрешимыми и ни за что не отвечают.
Очередная пересдача единого госэкзамена теперь пройдет только осенью. Выпускники, которые не получили аттестаты или же получили низкие баллы, а также второгодники – всего 194 человека – смогут еще раз испытать свои силы. Пока что попыток сдать ЕГЭ может быть всего 3, но вскоре, как сообщила Ольга Беляева, может быть введена круглогодичная форма экзаменов. Тогда ЕГЭ по некоторым предметам школьники смогут сдавать уже в 10‑м классе, и проблем поэтому станет еще меньше. По крайней мере, на это надеются чиновники. Как же будет на самом деле, покажет время.