Бритов Ким Николаевич
Ким Бритов – один из тех людей, которые стали художниками не благодаря обстоятельствам жизни, а, скорее, вопреки. Он родился в 1925 году в Собинке, а в 13 лет был вынужден переехать во Владимир к брату – обоих родителей Кима Николаевича арестовали. Во Владимире Бритову было не до рисования, он работал токарем, а затем – такелажником и электросварщиком.
В 1943 году, едва войдя в призывной возраст, Ким Бритов добровольцем ушел на фронт, был разведчиком, на фронте же получил тяжелую травму руки – казалось бы, какая уж тут живопись? Именно эта травма не позволила Бритову закончить учебу во Мстерской художественной школе промысловой кооперации, откуда он ушел в 1947 году с четвертого курса.
И она же, эта травма, все-таки не смогла помешать Бритову (к счастью и для него самого и для ценителей живописи) стать художником, да не просто художником, а мастером, о котором говорят и спорят. В 1960 году работы Бритова в компании с произведениями других владимирских пейзажистов – Валерия Кокурина и Владимира Юкина – произвели эффект разорвавшейся бомбы на выставке «Советская Россия» в Москве. Это сейчас для нас «Владимирская пейзажная школа» – явление привычное, никаким новаторством не кажущееся, а тогда о Бритове и Ко заговорили как о «владимирских импрессионистах».
Учитывая, что в те времена в СССР импрессионизм считался весьма вольнодумным течением в изобразительном искусстве, трудно сказать – было ли это комплиментом для владимирцев или, скорее, поводом забеспокоиться о своей дальнейшей творческой судьбе…
Тем не менее, как признавался сам Ким Бритов в последнем интервью, которое дал «Комсомольской правде-Владимир», его карьера в живописи складывалась удачно. Ему удавалось главное для художника – показывать свои работы публике. «Критика была страшная, вплоть даже до исключения из Союза художников. Но, что интересно, я не помню, чтобы нас с Юкиным не выставляли. У нас ни одной работы не отклоняли, хотя критические статьи были убийственные», – признавался живописец.
Первая персональная выставка Кима Бритова состоялась в 1975 году, последняя – через неделю после его смерти, 12 января 2010 года. Мастер умер 5 января 2010 года и был похоронен на Алеее Почета кладбища Улыбышево.
За свою долгую жизнь (а Ким Бритов трех дней не дожил до 85-летия) он написал без малого три тысячи работ, которые сегодня можно увидеть не только во Владимире, но и в Третьяковке, Государственном Русском музее, Ново-Мюнхенской картинной галерее в Германии, в Академии Искусств Истона (США), во многих частных собраниях.
Что же такое – живопись Кима Бритова? Прежде всего, это невероятная смелость в подборе цветов. Пейзажи Бритова ярки, красочны и необычайно «сочны» – жизнелюбие мастера и его энергия буквально брызжут с полотен. При этом яркость красок не выглядит приукрашиванием действительности, а скорее заставляет задуматься: «Если «художник так видит», то почему я так не вижу?» И, стало быть, побуждает отказаться от привычного, закоснелого взгляда на жизнь. Не зря же на уже упоминавшейся первой персональной выставке Бритова в далеком уже 1975 году в книге отзывов кто-то написал: «Спасибо художнику за то, что он открыл мир, который мы не замечали. В каком красивом мире мы живём!»