Налог для большегрузов придумали, а как его собирать – нет
Все средства пойдут в федеральный бюджет
Вчера водители большегрузов устроили под Покровом акцию протеста против введения платы за проезд по федеральным трассам. Параллельно с этим мероприятием директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Александр Романенко во Владимире пытался объяснить журналистам, как будет работать система и будет ли вообще. Пока что все это выглядит довольно сомнительно.
Платный проезд по федеральным трассам правительство ввело еще несколько лет назад, но отложило вступление этой меры в силу до 15 ноября 2015 года. То есть уже с этого воскресенья все автомобили грузоподъемностью свыше 12 тонн обязаны будут выкладывать по полтора рубля за каждый километр пути по автомагистралям федерального значения (в нашей области – это М‑7, Пекинка, южный обход Владимира, направление на Суздаль и Иваново). С 1 марта 2016 года плата повысится до трех рублей за километр, а с 1 января 2019-го – до 3,7 рубля.
Поскольку закон вступит в силу уже скоро, то и система взимания платы должна быть отлажена. Ведь времени для этого было предостаточно. Однако, как выяснилось, у ответственных за это дело еще и конь не валялся. Плата за проезд большегрузов должна высчитываться и сниматься со счетов фирм с помощью системы «Платон». Во Владимире якобы открылся сервисный центр на ул. Верхняя Дуброва, 26а, однако пока что там нет даже мебели и стоит только один терминал. Толпы обеспокоенных водителей и перевозчиков тоже не наблюдается.
В идеале есть два пути взимания платы. Первый путь – зарегистрироваться на сайте системы, получить логин и пароль, поставить на 12-тонные машины бортовые устройства, которые выдаются бесплатно, и отправить их в путь. Специальные рамки, установленные вдоль федеральных трасс, будут отслеживать движение большегрузов, а «Платон» определит стоимость проезда (деньги при этом могут списываться прямо с банковского счета, так что перевозчику всегда необходимо иметь на счету определенный задаток). Вроде бы все просто, но вот беда: на сайте пока зарегистрировалось всего 10 – 15% перевозчиков со всей страны. Ни одного бортового устройства в область еще не поступило, да и на всех сразу первой партии не хватит. Рамок учета вдоль М‑7 в регионе тоже нет.
В связи с этим остается только второй путь. Водитель или перевозчик через сайт или терминал должен составить на каждую машину маршрутную карту. При этом, как объяснил Александр Романенко, «деньги должны лежать авансом на лицевом счете». Однако и здесь возникает загвоздка. Всего только в нашей области насчитывается 11400 большегрузных автомобилей. Это значит, что перевозчики обязаны практически ежедневно оформлять по сотне, а то и больше маршрутных листов и иметь на счету не менее полумиллиона рублей авансом. А если кто-то не в ладах с интернетом, то ему придется ехать во Владимир, поскольку сервисный центр в регионе всего один.
Подводя итог, можно сказать, что в Белом доме не знают, как будет реализовываться новый закон. Система «Платон» пока не сможет отследить движение всех большегрузов, а сотрудникам ГИБДД за это не приплачивают. Александр Романенко сообщил только, что штрафы за уклонение от налога значительные: 5000 рублей для физических лиц и 450 000 рублей для юридических. В случае же повторного нарушения придется заплатить уже 50 тысяч и миллион соответственно. Правда, все налоговые сборы в любом случае пойдут в бюджет Росавтодора. Регион эти деньги если и увидит, то только при реализации каких-то дорожных проектов.
Напоследок отметим, что простые граждане опасаются роста цен на перевозимые большегрузами товары. Очевидно, это произойдет, но что подорожает и насколько, говорить пока рано.
UPD 10.50
Как сообщает пресс-служба ФКУ Упрдор Москва-Нижний Новогород, штрафы в системе «Платон» отложены на полгода. Правда, на территории Московской области они будут взиматься, как и планировалось, с 15 ноября. Там и испытают работу новой системы:
«Такое решение принято с учетом ряда обращений представителей рынка грузоперевозок, которые не успели подключиться к системе взимания платы «Платон» в установленные сроки. Опоздавшим перевозчикам дана отсрочка на 6 месяцев, чтобы завершить процедуру регистрации, открыть расчетные счета и получить бесплатные бортовые устройства».
Список трасс Московской области с рамками стационарного контроля:
Трасса М‑5 «Урал» (Воскресенский р‑н)
Трасса А‑107 ММК «Рязано-Каширское шоссе» (Бронницы г.о.)
Трасса М‑7 «Волга» (Балашиха г.о.)
Трасса М‑7 «Волга» (Ногинский р‑н)
Трасса М‑7 «Волга» (Орехово-Зуевский р‑н)
Трасса М‑8 «Холмогоры» (Пушкинский р‑н)
Трасса М‑8 «Холмогоры» (Сергиево-Посадский р‑н)
Трасса М‑10 «Россия» (Солнечногорский р‑н)
Трасса М‑10 «Россия» (Клинский р‑н)
Трасса А‑107 ММК «Дмитровско-Ярославское шоссе» (Пушкинский р‑н)
Трасса А‑104 «Москва-Дмитров-Дубна» (Дмитровский р‑н)
Трасса А‑103 «Щелковское шоссе» (Щелковский р‑н)
Трасса А‑108 МБК «Горьковско-Егорьевское шоссе» (Орехово-Зуевский р‑н)
Трасса А‑104 «Москва-Дмитров-Дубна» (Мытищинский р‑н)
Трасса А‑108 МБК «Ленинградско-Дмитровское шоссе» (Дмитровский р‑н)
Трасса А‑108 МБК «Егорьевско-Рязанское шоссе» (Воскресенский р‑н)
Трасса А‑108 МБК «Минско-Волоколамское шоссе» (Рузский р‑н)
Трасса А‑108 МБК «Ленинградско-Дмитровское шоссе» (Клинский р‑н)