ВладимирцыОбщественникиУченые

Гурвич Перси Борисович

Об ушедших, как известно, принято говорить или хорошо или ничего, но Перси Гурвич – это тот человек, о котором только хорошее говорится безо всякого принуждения. Потому что это действительно был ум, честь и совесть Владимира.

Хотя сам Гурвич, наверное, отнесся бы к такому «титулу» весьма иронически. На протяжении всей своей долгой жизни он никого не наставлял, не поучал, не «давил интеллектом». Учил – да. А вот так – нет.

Не бывает людей, которых все любят. Но то, что Перси Гурвич пользовался всеобщим уважением, бесспорно. Причем, что редко бывает, его уважали и ценили при жизни. Он жил непросто, на его пути было немало испытаний, причем таких, которые мало кому выпадают.

Он родился в 1919‑м в Риге, учился в Рижском университете, параллельно – в Гётеборге, Гааге. Во время фашистской оккупации он потерял всю семью, а сам оказался в концлагерях. Бежал. Вскоре после войны Гурвич попал уже в другие лагеря, советские. Уже после войны Перси Борисович исколесил без преувеличения всю страну – Чарджоу, Махачкала, Тула, Владимир… На самом деле, он поселился во Владимире уже далеко не молодым человеком, но мы все равно считаем его своим земляком. Потому что так чувствуем. Потому что нам хотелось бы, чтобы владимирцы походили на Перси Гурвича – свободомыслием, неравнодушием, интеллектом.

Профессор, доктор педагогических наук, депутат трех созывов владимирского горсовета, Почетный гражданин Владимира – все это о Гурвиче, и все это о нем ничего не говорит. Потому что он был выше любых определений, статусов и званий, даже самые лестные из которых, как ни крути, загоняют человека в определенные рамки. А он не признавал никаких рамок и ограничений, кроме тех, которые накладывает тот самый «нравственный закон внутри нас». Именно поэтому кажется, что живи Гурвич сегодня – во Владимире дышалось бы намного лучше.

Перси Гурвич прожил на свете 92 года. Более 40 лет – во Владимире. Это было хорошее время, время Гурвича.

Back to top button