ВладимирцыПолитики

Шамов Игорь Васильевич

Первый мэр Владимира эпохи новой демократической России Игорь Шамов доказал, что интеллигенты, отдавшие многие годы работе в НИИ, могут не только рефлексировать по поводу власти, но и городом руководить.
Его приход во власть был возможен только тогда, когда в нее вовлекла новых людей горбачевская демократизация. Тогда на короткий срок это было реально: чтобы стал градоначальником кандидат наук, занимавшийся исследованиями в области физической химии во ВНИИССе (Всесоюзный научно-исследовательский институт синтетических смол, в последние годы существования – объединение «Полимерсинтез»).

Игорь Шамов во главе города Владимира прервал череду градоначальников из чиновничьей номенклатуры советского периода. В 1990 он стал председателем горисполкома, а в 1991‑м президент Ельцин назначил его главой администрации города. Он дважды выиграл прямые выборы в 1995 и 1997 годах.

Несмотря на солидный срок работы работы во главе города – с 1990 по 2002 годы — Шамов так и не стал своим в касте госаппаратчиков. Они, в конце концов, устроили настоящий чиновничий «бунт на корабле». Перед выборами 2002 года большинство замов, кроме двоих, публично отреклись от своего руководителя Игоря Шамова. И поддержали многолетнего первого зама – кадрового аппаратчика Александра Рыбакова. Игорь Васильевич принял этот удар в спину мужественно. На пресс-конференции тогда он выражал скорее удивление, чем обиду. Уж точно не злобу. Шамов пошел все-таки на выборы-2002, но не набрал большинства голосов и цивилизованно уступил кабинет Рыбакову, сохранив лицо и репутацию.

Он говорил тогда корреспонденту ТВ‑6 Сергею Щедрину, что не считает поступок своих замов предательством – просто они были поставлены в такое положение…

Спустя 9 лет, в 2011 году, в том же кабинете, за тем же столом журналисты слушали на последней пресс-конференции растерянного мэра Александра Рыбакова – изгнанного из «Единой России» и отсеянного еще на подступах к выборам.

А ведь говаривал Игорь Шамов в другом интервью еще в 1997 году: «Я, как человек, занимавшийся в свое время химией, могу сказать, что все, что нам не подходит, то со временем выпадет в осадок».

Сам-то Игорь Васильевич точно в осадок не выпал.

При Игоре Васильевиче город пережил трудные девяностые и спокойно вошел в «тучные» годы путинской вертикали. Невозможно посчитать, сколько досталось ругани от жителей и конкурентов мэру Шамову во время распада предприятий, задержек зарплаты, дешевой нефти…

Кстати, Шамов, в отличие от многих коллег в других городах, назывался официально не мэром, а «главой местного самоуправления». И в этом качестве он ввел Владимир в различные сообщества городов, так что его последователям остается только продолжать начатое Игорем Васильевичем в муниципальном движении.

При мэре Шамове город взял огромный кредит в Международном банке реконструкции и развития, который потом много лет выплачивал. Решение залезть в долги поощрялось с самого верха. Все тогда верили, что Запад нам поможет. И даже сам Запад тогда еще верил. Хотели как лучше – реформировать ЖКХ, утеплить дома. А потом рубль рухнул в 1998 году, и кредит повис гирей.

При мэре Шамове утвердилась версия о 1000-летии Владимира. Стали говорить о том, что город назван не в честь князя Мономаха, а в честь князя Крестителя, и основан не в 1108 году, а в 990‑м. До сих пор археологических подтверждений 1000-летию не найдено, но при Шамове эта немножко мифическая дата основания города праздновалась впервые. Она сработала на объединение горожан, на историческую гордость за Владимир, укрепила отношения с православной церковью. А городской праздник тогда осторожно назвали «Вступление Владимира во второе тысячелетие». Так или иначе, а при Игоре Шамове Владимир в новое тысячелетие вступил.

При мэре Шамове было возвращено церкви большинство православных храмов, использовавшихся до него как угодно, только не по прямому назначению. За это патриарх Алексий наградил Игоря Владимировича орденом Святого Владимира III степени. Что характерно — в городе были восстановлены или построены заново храмы и молельные дома других конфессий.

Шамов запомнился горожанам кепкой, как у мэра Москвы Лужкова (на шутливые вопросы по поводу подражания он не менее остроумно рассказывал, что его на митинге в Москве как-то раз приняли за самого «Лужка»). Да и «ленинский» прищур с хитринкой — да нет, пожалуй, его собственный, шамовский, – признак того, что не простой он кандидат наук и мэр.

О личности руководителя много говорит его жизнь после ухода с поста. Шамов о себе может сказать по-пушкински: «Я гимны прежние пою».

На пенсии он стал главой самоуправления, правда, масштабом поменьше — председателем ТСЖ.
Уголовку бывшему мэру, если кто и хотел пришить, как это принято, – не получилось. Не к чему было придраться. Реально шили уголовное дело его сыну Александру Шамову — крупному бизнесмену-застройщику. Но все завершилось снятием обвинений.

Игорь Васильевич остался верен либеральным взглядам — приверженцем СПС. В 2007 году был избран одним из заместителей председателя регионального отделения «Союза правых сил» Сергея Сахарова, который позже стал главой города от «Единой России». Игоря Васильевича можно увидеть на «тусовках» последних упорных демократов города.

Всего через 10 лет после ухода с поста мэра вклад Игоря Шамова в развитие города оценен официально — в августе 2012 года горсовет провозгласил его Почетным гражданином города Владимира.

Прогуливающийся по улицам города бывший мэр запросто и дружелюбно обменивается рукопожатиями со знакомыми горожанами — его многие помнят и уважают.

Back to top button