ИсторияОбщество

Владимирцы вспомнили о событиях 775-летней давности

775 лет назад случилась величайшая трагедия в истории Владимира – сожжение города ордой хана Батыя. На этой неделе состоялись 2 мероприятия, посвященные тем трагическим событиям.

В четверг представители ВРО партии «Родина» возложили цветы к Золотым воротам и предложили официально оформить траурную дату как праздничный день. Патриотизм отдельных партийцев особенно интересно наблюдать на фоне национал-патриотизма отдельных татарских сепаратистов, объявивших 2013 «годом Батыя».

Лидер молодежной организации «Азатлык» Наиль Набиуллин так описывает деятельность своей группировки: «Основная цель 2013 года – года Батыя – показать через эту историческую фигуру силу и мощь татарской нации, напомнить о великих периодах татарской истории, мощи татарского оружия, когда вся Русь и Европа дрожала от копыт коней татарских воинов и звуков их стрел. Через такую фигуру как хан Батый мы поднимем дух и национальное самосознание татар».

Нынешние поволжские татары к хану Батыю имеют весьма опосредованное отношение, так что выглядят эти националистические призывы весьма странно. К счастью, поддержкой большинства в регионе «азалтыковцы» не пользуются.

Но вернемся во Владимир. В эту субботу прошла традиционная общественная экскурсия. Организаторами выступили доктора наук – краевед Андрей Тихонов и политолог Роман Евстифеев. Народная толпа прошла маршрутом захватчиков – от Театральной площади, где когда-то стояло лагерем войско хана, до Успенского собора, где задохнулась в пожаре княжеская семья и множество горожан.

История оставляет множество вопросов и достаточно простора для фантазии. Например, почему князь Юрий Всеволодович со своей дружиной покинул город незадолго до нападения? Андрей Константинович уверяет, что численность великокняжеской дружины не превышала нескольких сотен человек. Добавим несколько тысяч слабо вооружённых горожан-ополченцев. Так что вряд ли дружина князя склонила бы чашу весов в сторону оборонявшихся. Но, несомненно, продлила бы осаду.

Орда Батыя в походе 1238 года, по последним оценкам, составляла 37 тысяч профессиональных воинов. Как отметил Тихонов, маловероятно, что осаждала город вся эта рать, поскольку возникла бы проблема недостатка провианта, особенно для лошадей. Однако хватило и нескольких отрядов.

Историки предполагают, что завоевателям хватило одного успешного штурма, слишком уж большой перевес сил был на стороне осаждающих. Последний очаг сопротивления оставался в Успенском соборе. Попытки прорваться внутрь ни к чему не привели, тогда татары обложили собор хворостом и подожгли его. На следующие несколько дней город был отдан орде на безжалостное разграбление. Печальная участь ждала и самого князя Юрия. Как известно, он и союзные дружины погибли в кровопролитном сражении на реке Сити.

Владимир еще два века сохранял статус великокняжеского города. В Успенском соборе венчались на «великое княжение» князья и цари, жившие при этом уже в других городах. Владимир же постепенно пустел. Андрей Тихонов высказал предположения, согласно которым в «Смутное время» в городе проживало около 600 человек, в Москве же порядка 100 000 жителей: «Почему уходило население? Грабят и грабят. Город великокняжеский, его постоянно кто-то хотел захватить. Представьте, вот вы сейчас живете, а квартиру бы вашу раз в 3 – 4 года сжигали бы дотла. Опять надо наживать все. Люди стали уходить в окрестные, окраинные города, которые никому были не интересны. Вот поэтому стали расти Москва и Тверь. Уходила самая деятельная часть населения».

«Город наш древний. Было много замечательных событий. Но это самая большая трагедия в истории города. Другого такого штурма и разграбления у нас не было», – подвели итог общественники.

Back to top button