Культура

От партесного до кантаты! Артем Маркин устроил композитору Беляеву юбилейный концерт по полной программе

Заодно удалось узнать, что такое партесный концерт! Если вы любите убить интеллектом окружающих и не были 1 марта на шикарном юбилейном концерте в честь 65-летия композитора Владимира Беляева в Центре классической музыки Артема Маркина, знайте: партесный концерт – традиция русской классической духовной музыки с восемнадцатого века, большое произведение, и главное – исполняется он только хором без сопровождения музыкальных инструментов.

Не заунывно, а светло и раздольно

А то разослали приглашения на партесный концерт. А что это такое? Неудобно не знать такую элементарщину. Я вот в силу преклонного возраста Святослава Рихтера живьем во Владимире слушал, смотрел в Москве балетный дивертисмент с Семенякой, когда та еще вовсю танцевала. А вот про партесный концерт не знал. Как не пойти? Отлегло, теперь знаю. Кто хочет научного определения партесного концерта – гоу ту какую-нибудь музыкальную энциклопедию.

Короче – оказалось, что это классика, да еще в церковном стиле. А уж когда камерный хор в суровом академическом стиле выстроился на сцене с нотными папками в руках, я уж было подумал, – не иначе будет тягомотина заунывная. И посвящен концерт Андрею Рублеву. Так ведь нет же. Партесный концерт Владимира Беляева оказался, несмотря на духовную высоту, очень светлой и вполне доступной музыкой. Вообще не мрачной.

Кстати, а вот и сам маэстро Владимир Беляев в зале сидит. А зал, кстати был почти битком на этот раз. Любопытных оказалось много!

- Да, у меня вся музыка светлая, – легко согласился с наблюдением дилетанта профессор Гнесинки, автор более 100 произведений (и не шансона в три аккорда, а высокой музыки!).

И недаром мне послышалось какое-то всеславянское раздолье в его музыке. Не базар славянский, а именно – раздолье. Оказалось, что композитор родился на Украине – земляк Брежнева, из Днепродзержинска. А корни у Беляева из Твери и Белоруссии. Еще в детстве был замечен самим Кабалевским (ну эту величину многие знают, кто не прогуливал музыку в школе). Кабалевский ездил по Украине с концертами, и ему показали талантливого школьника Володю Беляева, который уже сочинял музыку. Кабалевский благословил аж в Московскую консерваторию. И появился советский композитор Владимир Беляев, живое воплощение, на мой взгляд, панславизма в классике. Он страсть как хотел (как и все нормальные славянские композиторы-классики) попробовать себя в духовной музыке. Но время было советское, и духовная музыка была под запретом.

Но настала перестройка. Композиторы ринулись в духовность. Уже разрешили, дайте только повод. Беляеву повод дал Маркин, но еще не младший Артем, а старший – Эдуард Митрофанович.

Второе пришествие Владимира Владимировича

Да, вторым пришествием для композитора во Владимир стал юбилейный концерт в честь Владимира Владимировича Беляева. Впервые его привлек в наш город Эдуард Маркин. Помог случай. Говорят, требовательный предтеча владимирской хоровой классики как раз жестко расстался с предыдущим композитором, который в чем-то не оправдал запросов Мастера. И Маркин-старший предложил Владимиру Беляеву написать тот самый партесный концерт. Тот и написал. Это было в 1990 году. Кстати, автор четко позиционирует свою «продукцию»: концерт написан не для церкви, а именно для сцены.

Но почему концерт посвящен именно Андрею Рублеву?

Думаю, плач по Андрею Боголюбскому у хора Эдуарда Митрофановича тогда уже был, так что логично было посвятить следующую крупную вещь Андрею Рублеву, – рассказывает Владимир Беляев.

Хор Эдуарда Маркина в 90‑е годы как раз возносился на пик славы и признания. Так что «Рублев» Беляева звучал даже на открытии «Игр доброй воли» в Петербурге в 1994 году!

Не там ли запал в душу хор Маркина будущему президенту Владимиру Путину, который посещал потом его концерт во Владимире в 2001 году?

И вот снова, спустя столько лет, прозвучал партесный концерт. Другой состав хора, другое время, другой Маркин. На вопрос, как ему исполнение этим хором и с этим Маркиным, композитор ответил искренне, но в меру дипломатично (до чего же приятный человек оказался!):

- Каждое поколение музыкантов по-своему понимает и исполняет произведение. Эдуард принадлежит к одному поколению, Артем – к другому.

Браво, маэстро!

Щедрый подарок щедрому композитору

Артем Маркин построил концерт просто отлично. Два часа Беляевской музыки пролетели для меня незаметно. Во-первых, смена вещей – от сложных к простым и обратно. У Беляева – просто масса классных мелодий.

После большого партесного концерта – были хоровые миниатюрки из цикла «Скороговорки». Которые я про себя назвал «Мечтой логопеда». Их было много: от «топота копыт» до криминальной истории Клары и Карла (и «Карл» был с кларнетом!). Взрослому хору пришлось петь, демонстрируя идеальную дикцию да еще слегка юморя над всем этим!

Во второй части появился оркестр, выбежала и построилась капелла мальчиков. А потом еще была и премьера хоровой группы девочек. А завершилось все кантатой опять же о Рублеве. Отличие – на этот раз взрослый хор пел с оркестром. Так что от смены составов и мелодий скучно не было даже для чайников.

В конце явно растроганный композитор получил в подарок изданные Центром классической музыки ноты своего партесного концерта. Наконец-то, не прошло и четверти века.

Композитор твердо осознает реальность:

- Классической музыкой по статистике увлекается 1 процент жителей земли, – сказал Беляев обращаясь с благодарностью к публике, – так что вы входите в этот один процент.

Не знаю как в Африке, а во Владимире любителей классики явно больше. Маркины постарались. А сам Владимир Беляев своей светлой классикой здорово работает на расширение этого процента.

С Днем рождения, Владимир Владимирович!

Back to top button