Культура

Первая «кремлевская жена» княгиня Евдокия, она же – преподобная Евфросиния: чудеса женской силы

Прослушать новость:

Накануне 8 марта во Владимире творились дела чудесные, связанные с одной удивительной женщиной из четырнадцатого века — великой княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского. В монашестве она приняла имя Евфросинии, а после смерти признана святой.

В понедельник стало известно, что 5 марта во Владимир в Успенский собор прибудет чудотворная икона преподобной Евфросинии Московской, пробудет в сборе сутки, а на следующий день будет перенесена в Палаты музея-заповедника к открытию выставки «Великая княгиня Московская Евдокия». Что за икона, что за княгиня? Все разъяснилось на открытии выставки 6 марта.

 

Кого-то могло удивить: какая связь между чудотворной иконой преподобной подвижницы православия и женским праздником пролетарского происхождения 8 Марта? Однако гендиректор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова эту связь усмотрела, ведь так или иначе подразумевается великая роль женщины в обществе. И Евдокия (Евфросиния) этому ярчайший пример. Так кто же она? Об этом и напоминает выставка.

Попробуем пересказать покороче и попроще. В четырнадцатом веке был такой амбициозный суздальско-нижегородский князь Дмитрий Константинович. Он конкурировал с еще более амбициозными московскими князьями за право носить титул Великого князя Владимирского, то есть самого главного среди русских князей. Титул давали в Золотой орде, а город Владимир все еще формально считался столицей Руси. Поняв, что за Москвой уже не угнаться, Дмитрий Константинович задействовал последний ресурс – выдал замуж за перспективного москвича — князя Дмитрий Ивановича, будущего Донского, свою младшую дочь Дуню. Ей максимум в тот момент было лет 14, а суженому – 16! Вот эта юная Дуня из Суздаля и выросла в великую княгиню Евдокию Дмитриевну Московскую. Несмотря на политическую подоплеку брака, он вышел удачным во всех смыслах. Не в последнюю очередь об этом свидетельствуют 12 общих детей, из которых выжило необычайно много – 9. Дмитрий умер довольно рано, через 9 лет после Куликовской битвы 1380 года, которая и принесла ему прозвище Донской. Еще до этого Дмитрий и Евдокия построили первый каменный кремль, который дал Москве прозвище Белокаменной (ибо был именно таким). Считается, что Евдокия вдохновила мужа на удачный выбор даты сражения с Мамаем. А после смерти Дмитрия она прожила еще около 20 лет. При этом предотвращала всевозможные проблемы из-за престолонаследия (при таком-то числе наследников!), контролируя дела во власти. Прославилась как невероятным богатством (ей приписывают 31 волость), так и удивительным отречением от него и благочестием. По ее повелению строились храмы и монастыри, на нее работали лучшие художники того времени Феофан Грек и Даниил Черный (они хорошо показаны в фильме Тарковского «Андрей Рублев»). Именно Евдокия перевезла в Москву икону Богородицы Владимирской, которая, по преданию, защитила город от нашествия Тамерлана. Умерла в 1407 году, успев постричься в монахини под именем Евфросинии.

Неудивительно, что москвичи теперь превозносят Евдокию- Евфросинию как святую покровительницу Москвы. Ее настоящий культ раскручивается последние лет 20. И за это время обретены мощи, с нуля построен храм в честь Евфросинии на Котловке. Именно для этого храма был написана икона, считающаяся чудотворной, которую привезли во Владимир лишь на два дня. Кстати, автор ее – сын знаменитого художника Ильи Глазунова Иван. Написана она 15 лет назад и уже показала: чудеса творит! Кто от бесплодия избавился, кто от болезни, говорят верующие москвичи.

И отец и сын Глазуновы изображали Евдокию и как светские живописцы. Еще один вариант ее образа представил в свое время художник Васнецов для собора в Киеве. Все варианты изображения Евдокии есть на выставке. И даже есть там работа известного судмедэксперта Никитина – реконструированный по костям облик княгини в виде скульптурного изваяния головы. Он будет потом храниться в Суздале.

— Кто автор чудотворной иконы неважно, — говорит молодой священник отец Илья, сопровождающий икону. — Важно, что она реально помогает людям.

О помощи свидетельствуют золотые украшения, которыми украшен образ.

Кстати, этот столичный священник отец Илья оказался … владимирцем, выпускником владимирской духовной семинарии во главе с протоиереем Георгием Горбачуком. Ну не чудо ли!

Быстротой организации доставки иконы рьяные москвичи, кажется, слегка удивили даже архиепископа Евлогия.

Идейным вдохновителем выставки была известная писательница Лариса Васильева, автор книги и телепередач о княгини Евдокии. Она прославилась в свое время книгой «Кремлевские жены». И считает первой кремлевской женой именно Евдокию (в том смысле, что первый каменный кремль был построен при ней). Писательница убеждена, что большевики старались намеренно предать ее роль забвению – из зависти к выдающимся заслугам, во-первых, женщины, во-вторых, – кремлевской жены. Кстати, как святая Евфросинья относится к не самым известным святым женам Руси. Но теперь Москва наверстывает упущенное в почитании преподобной.

Пока культурная общественность разглядывала иконы, картины, монеты князя Дмитрия Константиновича и другие интересные экспонаты, шла автограф-сессия Ларисы Васильевой. Ее книгу о Евдокии можно было купить тут же всего за 400 рублей. Раздавая автографы, писательница рассказывала, что написала книгу о битве под Прохоровкой. Так что исторические масштабы для женщины вполне по силам.

Выставка о Евдокии Московской будет работать в палатах до 7 апреля, а к чудотворной иконе москвичи пригласили к себе в храм Евфросинии на Котловке.

Вот такое чудесное торжество женской силы получилось накануне 8 Марта! И такой пример для девушек Владимир-Суздальской земли. Без вас никуда и самой Москве! С праздником всех! 

 

Кстати. Русской Православной Церковью учреждена новая награда – орден и медаль преподобной Евфросинии Московской. Ими награждают женщин за особые заслуги в деле укрепления духовно-нравственных традиций в обществе и развития социального служения Церкви. Региональный благотворительный общественный фонд им. княгини Евдокии Московской учредил общественную награду – знак великой княгини Евдокии Московской, который вручается Патриархом Московским и всея Руси женщинам, внесшим вклад в возрождение России. 

 

Back to top button
Close
Close