БлогВластьЖизньОбщество

Конституция в бахилах, или о бедной небедной медицине

Прослушать новость:

В последние дни информационное пространство области вновь захватила тема здравоохранения. Масла в огонь подлили депутаты на встрече с врио губернатора Орловой, которая по итогам разговора с народными избранниками уволила директора департамента здравоохранения Безрукова. В субботу состоится большое областное совещание по вопросам здравоохранения, скрещенное с “прямой линией” и прочими онлайнами. Я, если честно, не знаю, является ли желание Светланы Орловой разобраться в областном здравоохранении искренним, или это просто грамотный пиар на острой проблематике. Как бы то ни было, вот мои “пять копеек” в обсуждение медицинского вопроса.

Театр, как известно, начинается с вешалки. А с чего начинается больница? Что первым делом мы видим сегодня на входе в любое государственное учреждение здравоохранения на владимирской земле? Правильно — точку продажи одноразовых бахил в виде автомата или специально обученной бабушки. 

Вы помните 41-ю статью Конституции, в которой говорится о доступности медицины для граждан? Я напомню: “Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений”. Как думаете, отсутствие пяти рублей (даже при наличии более крупной купюры) может стать препятствием для гражданина в реализации своего конституционного права на медицинскую помощь? Легко — я сам несколько раз видел, как посетители поликлиники, которых не пускают внутрь без бахил, вынуждены “стрелять” пятачок у прохожих.

Ну как же, посетители обязаны соблюдать санэпидрежим, скажете вы, и будете не совсем правы. Обязанность соблюдения этого режима возложена на администрацию учреждений здравоохранения. Предоставить условия для посетителей должны именно они — в виде уборки и дезинфекции помещений, стерилизации приборов и оборудования, а так же в виде бесплатных бахил. В той же Москве и многих других городах России уже давно поняли эту прописную истину и не тянут с больных пятачки и десятки. Во Владимирской области у медицинских властей руки до этих “мелочей” пока что отчего-то не дошли.

“Ну ведь и в самом деле мелочь какая”, — снова скажете вы. Но ведь именно с этой “мелочи” начинается больница. А уже внутри нее поборы с пациентов вырастают до таких размеров, которые просто напросто не позволяют назвать нашу медицину бесплатной, чем фактически отменяют на территории больниц и клиник действие российской Конституции.

С недавних времен бюджетным организациям здравоохранения разрешили оказывать платные услуги. Это, на мой взгляд, вполне разумное решение. Но только при разумном подходе, которого в нашем регионе не наблюдается. Ведь как по уму — должны быть часы приема врача-специалиста, в которые он принимает бесплатно, то есть по полису ОМС. И должны быть платные часы для тех, кто по какой-то причине не хочет или не может сидеть в очереди и готов за это заплатить. В наших поликлиниках все смешалось — часы специалистов не разбиты, “платники” просто ломятся к ним в дверь без очереди, тем самым заставляя тех, кто не в состоянии заплатить за коммерческий прием, в этой самой очереди сидеть еще дольше, а то и растягивать это сомнительное удовольствие на дни.

Идем дальше. Вы знаете, какая статья основная в доходах частных клиник? Лаборатория, то есть отбор и проведение анализов. Причем зачастую к ним обращаются пациенты государственных поликлиник. Почему? Да потому что несмотря на все программы модернизации здравоохранения в госучереждениях зачастую отсутствует необходимое оборудование. Во многом это следствие махинаций при закупке медтехники. Например, размещен лот на приобретение гемоанализатора. Только он размещен так интересно, что в итоге торгов в руках работников лаборатории вместо необходимого немецкого восьмикомпонентного агрегата оказывается его двухкомпонентный китайский “аналог”, под который, кроме всего прочего, практически невозможно подобрать реактивы. Такая же история и с другой медтехникой.

Навести порядок в лаборатории и в системе закупок этой самой медтехники — неизмеримо важная задача областного здравоохранения, которая позволит не только сэкономить тысячи рублей жителям области, но и десятки миллионов рублей государству. Начинать, конечно, надо с аудита текущего состояния оборудования. Причем не с простого визуального осмотра, а с тестирования агрегатов в полевых условиях.

Раз уж мы заговорили о частных клиниках, поговорим о них еще чуть-чуть. Во Владимире, например, действует 17 частных клиник. Из них всех врачей, работающих там на постоянной основе (кроме главврача), готова показать лишь одна. Во всех остальных работают приходящие специалисты. Откуда они туда приходят? Да из тех же бюджетных здравучреждений. И не стоит думать, что там они оказывают какие-то другие услуги, чем по основному месту работы. Квалификация есть квалификация и то, с чем к специалисту пришел пациент — с полисом или с несколькими купюрами, не может серьезно повлиять на качество консультации и назначенного лечения. Так почему же люди идут платно к тому специалисту, к которому легко, казалось бы, могут обратиться бесплатно? Незначительная часть таких пациентов “ведется” на рекламу и верит, что за деньги они получат более качественные услуги. Но самым частым путем прихода в эти клиники является рекомендация самого специалиста во время приема в бюджетном учреждении. Пациент, доверяя медику, часто соглашается с различными его доводами, которые часто не имеют под собой никаких оснований — лучшее оборудование частной клиники, наличие современной лаборатории и всех необходимых специалистов, отсутствие очередей, гарантия и так далее.

Прекратить этот бардак с выкачиванием средств из кармана простых граждан можно только одним способом — ужесточить правила лицензирования облздравом частных клиник. В них должно быть как минимум 70 процентов специалистов, работающих на постоянной основе. Существующие клиники, в таком случае, тоже должны пройти процедуру перелицензирования.

То, о чем я написал выше, конечно только верхушка айсберга под названием “областное здравоохранение”. О остальных его частях можно много и долго говорить. О них кстати и так уже слишком много и слишком долго говорят. Но не пора ли уже перейти от разговоров к конкретным делам?

Back to top button
Close
Close