История городаТерритории

Князь-Владимирское кладбище

Князь-Владимирское кладбище, называемое еще Старым городским кладбище, ограничено с юга улицей Большой Нижегородской , с востока – улицей Мира, с севера – улицей Хирурга Орлова, с запада – стеной Владимирского централа и Владимирского института ФСИН России. Кладбище считается памятником старины.

Оно было создано в 1770‑е годы по причине эпидемии чумы у тогдашней восточной оконечности Владимира, за Нижегородской заставой, поскольку умерших от чумы предписывалось хоронить за чертой города. Захоронения производились до 1966 года.

Сколько за это время там похоронено людей, сосчитать уже, видимо, никогда не удастся. По данным краеведа Валентины Титовой, уже через сто лет после основания кладбища арестанты, которых использовали для погребения умерших в земской больнице, жаловались, что места, отведенные под могилы, заняты гробами ранее захороненных. Некоторые могилы за многие годы были попросту утеряны.
Князь-Владимирским кладбище стало по названию кладбищенского храма, возведенного в честь святого князя Владимира в 1785 году. Поскольку это единственный владимирский храм, службы в котором никогда не прерывались даже при большевиках, он особенно ценится прихожанами. И они приезжают на службы даже из отдаленных районов города.

Кстати, неподалеку от храма в 1962 году похоронен наш владимирский святой Афанасий, епископ Ковровский (Сахаров), прошедший годы лагерей и канонизированный по инициативе Владимирской епархии. Он покоится рядом со своей матерью Матроной Андреевной Сахаровой. Их могилы найти очень легко – над ними сооружена кровля с золоченым куполком. Прямо у стены храма – могилы дореволюционного настоятеля протоиерея Андрея Покровского и еще одного «человека-эпохи» в истории Владимирской епархии советского периода – архиепископа Онисима (Фестинатова).

Как нередко бывает, со святостью соседствует суеверие. Говорят, что одно старое дерево на кладбище аккумулирует злую энергию.

Кроме храма, другой крупный объект на кладбище – это мемориал с Вечным огнем в честь фронтовиков Великой Отечественной войны, умерших от ран во владимирских госпиталях и похороненных здесь. («Вечный» огонь включается только 9 Мая, 22 июня и по другим торжественных случаям). Мемориал сооружен к 30-летию Победы в 1975 году. Автором впечатляющей чеканки является известный владимирский художник и скульптор Петр Дик.

В силу того, что это место довольно глухое, мемориал имеет и криминальную историю. В 80‑е годы рассказывали о преступлении, когда группа молодчиков издевалась там над мужчиной, в том числе поджаривая его на вечном огне. Но пострадавший выжил. 
Много позже, уже в недавние годы, видимо в попытке раздобыть металл, злоумышленники раскурочили угол массивного металлического панно с чеканкой.

Есть сведения, что после закрытия в 70‑е годы кладбище хотели переделать в парк. Это воспитанники близлежащего детского сада (ныне упраздненного) тех лет помнят, как воспитатели водили детей на кладбище гулять именно как в парк, например, весной, смотреть, как птички строят гнезда на кладбищенских деревьях. Дети смотрели на птичек, а рассказывали: друг другу, показывая на могилы: «здесь у меня бабушка похоронена». Говорят, переделке в парк воспрепятствовали краеведы.

Старые деревья на кладбище так разрослись, что к 90‑м годам кладбище пришло в довольно запущенное состоянии, кое-где образовался настоящий бурелом. Сухие стволы падали на надгробия. А тут как раз рухнули идеологические ограничения. И краеведы с конца 80‑х перешли к планомерному изучению истории кладбища на протяжении всей его истории. Старое кладбище стали называть «владимирским некрополем», наподобие знаменитых московских и питерских кладбищ, где можно увидеть могилы знаменитостей всех времен.

Культурная волна дошла до того, что в 1999 году решением горсовета было создано муниципального учреждение «Владимирский некрополь», где задавали тон выдающиеся владимирские краеведы Ирина Порцевская и Валентина Титова. Благоустройство и изучение кладбища достигло своего пика. Но по различным объективным и субъективным причинам, учреждение было ликвидировано в 2004 году, успев тотально изучить 7 из 16 участков кладбища. И уход за кладбищем теперь ведет МУП «Спецкомбинат ритуальных услуг».
На кладбище до сих пор сохраняется навигация – схема в центре и указатели к наиболее значимым могилам почти по всей территории. Так что ориентироваться легко.

Конечно, до питерских кладбищ нам далеко, но и по владимирским масштабам здесь много выдающихся людей, кроме вышеназванных религиозных деятелей:

  • братья Столетовы – черные солидные памятники справа от храма;
  • князь Михаил Сергеевич Волконский, двоюродный дед Льва Толстого ‑под камнем за алтарной частью храма;
  • историк Василий Добронравов – под массивным двухметровым деревянным крестом напротив храма;
  • мать и маленькие сестры Клима Ворошилова, умершие во Владимире от тифа во время гражданской войны – трогательный памятник в северо-западной части кладбища;
  • А также: Герой Советского Союза Дмитрий Погодин, знаменитые актеры, врачи, художники, педагоги и т.д.

Истинную уникальность Владимирскому кладбищу и повод для размышлений о противоречиях российской истории дают мемориалы известным людям, заморенным во Владимирском централе при разных режимах.

Это групповые мемориалы, потому что точное место погребения узников не установлено.

В 1967 году, к 50-летию октябрьской революции, на кладбище установлен гранитный обелиск с текстом: «Здесь захоронены останки борцов революции 1905 г., погибших во владимирской каторжной тюрьме». Обелиск находится сразу за мемориалом с вечным огнем: в этом месте останки революционеров были перезахоронены в братской могиле в 1917 году, после революции.

После перестройки «классовые враги», погибшие в централе уже при советском режиме, стали считаться жертвами репрессий. И в итоге прямо у стены по-прежнему действующей тюрьмы появилась стела с мемориальными досками в честь: министра иностранных дел Литвы Мечисловаса Рейниса, главнокомандующего Вооружёнными силами Эстонии генерала Йохана Лайдонера, государственного деятеля Польши Яна Станислава Янковского; японских военнопленных, украинского архимандрита Климентия (Шептицкого), признанного блаженным священномучеником за мученическую смерть во Владимире. У этого мемориала нередко проходят поминальные церемонии гостей из указанных стран.

Кладбище является местом проведения регулярных молодежных акций по уборке и благоустройству, тем более что здесь покоятся люди, почитаемые приверженцами любых политических течений – от монархистов до коммунистов и либералов.

Back to top button