История городаТерритории

Пешеходный центр города Владимира

Уже не одно десятилетие идее создать в историческом центре Владимира пешеходную зону, некий «владимирский Арбат». За эти годы предлагались различные проекты, из которых пока ни один не осуществлен.

Самыми трудоемкими и дорогостоящими выглядят предложения о «продольных» пешеходных зонах: на значительных отрезках сделать пешеходной улицу Большую Московскую. Например, от Золотых ворот до Соборной площади. Этот вариант требует выведения транспортного потока на параллельные трассы, которые пока не построены. Речь идет о Лыбедской магистрали, которая прошла бы на севере от Октябрьского проспекта до площади Фрунзе по оврагу – руслу реки Лыбедь, в XX веке убранной в подземную трубу. Есть и планы строительства Южной магистрали в обход центра вдоль железной дороги. Оба варианта требуют крупного финансирования с участием федерального и областного бюджетов и пока отложены.

Кроме нехватки альтернативных автодорог, против продольного варианта пешеходного центра звучат аргументы исторические. Например, автор легендарного проекта реконструкции исторического ядра Владимира 70‑х годов, известный архитектор, почетный гражданин города Игорь Столетов высказывал убеждение, что главная улица города через Золотые ворота должна оставаться именно проезжей дорогой. Потому что это «часть дороги, ведущей с Запада на Восток, от Парижа до Владивостока…Главная улица Владимира – дорога российских слез и побед, и ни в коем случае нельзя делать ее только пешеходной, владимирским «Арбатом» с фонарями посредине, цветочницами, лавочками, ларьками».

Тем не менее многим жителям и туристам хочется «Арбата» во Владимире, и проект пешеходных зон в центре Владимира разрабатывается. И один из таких маршрутов уже в ближайших планах администрации города. Это один из «поперечных» вариантов, когда пешеходная зона будет лишь пересекать улицу Большую Московскую и пройдет от Георгиевской церкви на одноименной улице, далее по Девической через сквер перед северной линией Торговых рядов до улицы 2‑ой Никольской и Успенского собора Княгинина монастыря. Старинный вид Георгиевской улицы, начиная от одноименной церкви и бывшей Старой аптеки, планируется восстановить. Другие старинные здания также отремонтировать, снова положить брусчатку, установить фонари под старину. Об этих планах сообщал главный архитектор города Давид Крамников.

Трудностей и с этим вариантом немало, так как Девическая и примыкающие к ней улицы днем всегда заполнены припаркованными автомобилями в связи с близостью Торговых рядов.

В качестве других пешеходных зон в старом центре Владимира рассматриваются улицы Спасская, Козлов вал и другие.

С 2010 – 2011 года, в связи с 900-летием князя Андрея Боголюбского, повысился интерес горожан, а затем и властей к застройке так называемого Спасского холма, который завершает Спасскую улицу у одноименной церкви. По одной из версий, там располагался дворец Андрея Боголюбского. Общественный подъем вдохновил архитекторов на разработку проектов пешеходных маршрутов, ведущих к Спасскому холму. В том числе, архитектор Сергей Голубев предлагает создать парковую аллею с лестницами к холму от Театральной площади.

Однако любой проект пешеходного центра потребует хотя бы частичного решения транспортной проблемы в древнейшей части города.

Пока старый центр Владимира становится пешеходным только по большим городским праздникам, когда временно перекрывается движение всех видов транспорта от Студеной горы по улицам Дворянской, Большой Московской и Большой Нижегородской до площади Фрунзе.

Back to top button