ПРОЕКТ ВРЕМЕННО ЗАМОРОЖЕН

История городаСтроения

Дом купца Белова

Этот трехэтажный дом был построен в конце XVIII века мещанином Дмитрием Саватеевым в то же время, что и соседние, – на волне регулярной застройки города. По данным Николая Воронина, доход хозяин имел «от торга хлебного и постоялого двора». Впоследствии дом приобрел владимирский купец Василий Багриновский, о котором «Обывательская книга» города Владимира за 1842 г. сообщала, что он, кроме «торга овощного», владеет каменным домом «на Московской большой дороге». Багриновский сдавал комнаты в доме приезжим, на первом этаже помещалась лавка.

В начале XX века домом уже владел купец второй гильдии Прокопий (или Прокофий) Кириллович Белов. Он развивал в городе несколько бизнесов, в том числе имел бумаготкацкую фабрику в селе Красном (на базе которой потом возник «Грамзавод», позже «Точмаш»).

В доме же на Большой Московской Беловы наладили производство колбас. И колбасная лавка располагалась здесь же, на первом этаже. Ароматы и разнообразие свежих колбас от Белова владимирцы, судя по воспоминаниям старожилов, долго еще не забывали при советской власти, когда колбасное производство из небольших семейных мастерских ушло на большие мясокомбинаты. Непосредственно руководил «колбасным заведением» отца сын Белова, Петр Прокофьевич.

Но не все обстояло «ароматно» при ближайшем рассмотрении. Санэпидстанции тогда еще не было, а проверки у предпринимателей уже были. И вот что сообщала «Владимирская газета» в 1902 году: «На днях полицией были осмотрены колбасные лавки во Владимире. Мастерская колбасной Белова, как видно из акта осмотра, содержится до непозволительности грязно: столы, на которых производится разделка мяса, деревянные (требовались мраморные), грязные, стены и пол помещения грязные, на рабочих фартуки грязные, спят они здесь же, в мастерской, где заготовляются колбасы. …Белов за «непозволительно грязное содержание колбасной привлечен к ответственности, и дело о нем направлено к городскому судье».

Подействовало! В 1903 году Беловы обратились в городскую управу с прошением: о строительстве во дворе собственного дома производственного сооружения в 2 этажа. К прошению был приложен чертеж фасада дома на кальке. Городские власти дали согласие. На первом этаже разместилась колбасная мастерская, на втором – жилые помещения для рабочих. Когда производственное помещение было построено, условия труда и производительность колбасной фабрики Беловых значительно улучшились.

Судя по данным канцелярии старшего фабричного инспектора Владимирской губернии, в 1906 году колбасное заведение Белова производило около 115 тонн колбас и окороков в год. В 1914 году объем производства достиг уже 160 тонн. По отчетности самих Беловых, в их колбасной мастерской трудились мастер, до 25 подмастерьев и 6 – 7 разнорабочих.

А, кроме того, Прокопий Белов сдавал внаем комнаты в своем доме на Большой Московской. Как указывает Воронин, номера у Белова были дорогими и жили там, в основном, учителя. В периодическом издании за 1914 год можно встретить рекламу Беловых: «Прокопий Кириллович Белов. Паровая колбасная и гастрономическая фабрика. На Большой ул., собствен. дом». И рядом: «Вновь отделанные номера Прокопия Кирилловича Белова в губ. г. Владимире. На Большой ул., в собств. доме. (В лучшей части города в центре). ПРИ НОМЕРАХ ТЕЛЕФОН и электрическое освещение».

Из советских организаций в доме 22 удивительную живучесть проявило кафе «Пирожки», которое существует и поныне! Правда, уже в виде закусочной. Наравне с «Блинчиками» это было еще одно место, где, гуляя по старому центру, всегда можно было вкусно и недорого перекусить, хоть и очень демократично – по принципу стоячки. Если кафе не выживет, новые поколения владимирских старожилов будут еще долго помнить пирожки своего детства, как в свое время их деды вспоминали колбасную Белова.

Также в доме купца Белова расположены ночной клуб «Джосер» и периодически меняющий принадлежность и названия магазин мобильной техники.

Дома Белова в постсоветскую эпоху явно подпортили не вяжущиеся со стариной затемненные зеркальные стекла, появившиеся в окнах.

Back to top button