Владимирский тракторный завод
Владимирский тракторный завод (ВТЗ), с 2003 года Владимирский моторо-тракторный завод (ВМТЗ) — предприятие, выпускающее колесные трактора и другую технику, а также дизельные двигатели. В советское время — крупнейший завод города Владимира и один из ведущих тракторных заводов СССР. Значение его для Владимира и всей области настолько велико, что власти в течение всего постсоветского времени пытаются поддержать и спасти ВТЗ.
Строительство завода началось во время войны, в связи с постановлением Центрального Комитета ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР от 28 февраля 1943 года. Местом для нового завода была выбрана северная окраина Владимира, район за старой Юрьевской заставой.
В строительстве участвовали 500 специально мобилизованных комсомольцев, специалисты с действующих предприятий, военнопленные. Из действующей армии были отозваны опытные инженеры. К июлю 1944-го под открытым небом были собраны первые 5 машин «Универсал» по документации Кировского завода Ленинграда. Они не имели шин и были очень просты в изготовлении и эксплуатации.
Днем рождения завода считается 24 апреля 1945 года,когда были выпущены первые 500 тракторов.
В 1955 году на ВТЗ разработали новый трактор ДТ. За год были выпущены 10 тысяч тракторов ДТ-24 универсально-пропашной и хлопковой модификаций. Новый трактор оснащался дизельным двигателем и колесами с резиновыми шинами.
С 50‑х годов при ВТЗ существовала главная футбольная команда области «Торпедо» (имевшая также названия «Трактор» и «Мотор»).
В первой половине 1958 года началось массовое производство новой машины Т‑28 «Владимирец». Модель получила награду Всемирной выставки в Брюсселе. Всего во Владимире выпустили более 250 тысяч таких тракторов. Их производство в 1970 году передано Ташкентскому тракторному заводу, а Владимирский тракторный завод перешел на изготовление тракторов типа Т‑25, садово-огородного трактора, переданного во Владимир с Харьковского завода. Этот трактор позже послужил основой для выпуска большого числа моделей и модификаций.
В 60‑е годы ВТЗ становится одним из крупнейших в мире производителем дизельных двигателей с воздушным охлаждением. Они устанавливались и на тракторах, выпускаемых в Липецке и Ташкенте.
В 1966 году завод награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1976 году – орденом Октябрьской Революции.
В 1977 году за создание конструкции и организацию поточно-массового производства дизелей с воздушным охлаждением группа специалистов предприятия удостоена Государственной премии СССР . Государственный комитет по науке и технике присудил трактору Т‑25А первую премию и признал лучшей машиной 1977 года.
40% выпускаемой продукции завод отправляет на экспорт, более чем в 60 стран.
В 1980 году ВТЗ был награжден премией «Золотой Меркурий» за развитие национальной экономики и международных отношений.
В 1983 году каждый пятый трактор, выпускаемый в стране, оборудуется дизелем ВТЗ.
В 1984 году разработан и изготовлен трактор Т‑30К, предназначенный для работ в плодопитомниках.
В1985 году разработан двигатель малой мощности МД‑3 (3 л.с.),для мотоблока, мотокультиватора, насоса или бетономешалки.
В1988 году на ВТЗ выпущен миллионный трактор и четырехмиллионный двигатель.
Расцвету завода способствовало и военное производство.
В 90‑е годы многие тракторные заводы России терпят крах. Но ВТЗ, снижая объемы и штаты работников, держится на плаву и выпускает новые модели. С середины 90‑х годов была попытка американской компании Access Industries с подачи Всемирного банка сделать на ВТЗ «правильный» западный бизнес. История рыночных преобразований на ВТЗ вошла в учебники по менеджменту.
Завод работал с убытком, задолженности по зарплате были хроническими, штаты сокращались ежегодно.
В 1996 году выпущены первые тракторы серии ВТЗ-2000, а также трактор Т‑45, специально приспособленный для работы в теплицах.
В декабре 1998 года состоялась презентация самоходного шасси ВТЗ-30СШ (когда мотор сзади, а кузов или другое оборудование перед кабиной).
В 90‑е годы завод теряет или продает объекты социальной инфраструктуры и пустующие корпуса. Дом культуры ВТЗ превращается в городской Дом культуры. Трудно сегодня узнать заводской корпус ВТЗ в торговом центре «Мегаторг». Было продано и здание спортклуба ВТЗ «Мотор».
Тем не менее ВТЗ начал осваивать современный модельный ряд в конце 1990‑х годов. На смену модели Т‑25 был подготовлен Т‑2027. Трактор Т‑30А и его модификации сменило семейство Т‑2032, а семейство Т‑45 с 2001 г. сменили тракторы Т‑2048А. Завод освоил производство моделей Т‑2427, Т‑2432, а также мощного полноприводного Т‑2063АС «Турбо-99».
В 2001 году экспериментальным цехом собран первый вильчатый погрузчик ВТЗ-30СШ-ПВ.
Однако экономические проблемы на заводе продолжались. Областная администрация прилагала усилия, чтобы спасти завод: от выпуска облигаций в пользу ВТЗ до влияния на ситуацию через пакет акций, принадлежавший областной администрации.
Дошло до того, что завод лишился исторического названия- в июле 2003 года в связи с изменением состава акционеров ОАО «Владимирский тракторный завод» было реорганизовано в ОАО «Владимирский моторо-тракторный завод».
В 2004 году собраны новые тракторы Т‑50, Т‑85 и коммунальная машина ВТЗ-30СШ-КО, отличающиеся более современным дизайном. В январе 2005 года с конвейера сходит тысячное самоходное шасси производства ВМТЗ.
С 2005 года входит в концерн «Тракторные заводы».
Продукция завода представляется на международных выставках и ярмарках
Но наступает кризисный 2008 год и в журнале «Огонек» появляется статься с характерным заголовком: «Трактор над пропастью»: «Мировой экономический кризис добрался до Центрального федерального округа». Именно так объясняют во Владимире остановку конвейера на местном моторо-тракторном заводе».
Так ВТЗ, ныне ВМТЗ, и существует, если судить по сообщениям СМИ, чередуя новые разработки и виды продукции с проблемными периодами на грани остановки производства.
Основным видом продукции в последние годы являются коммунальные и сельскохозяйственные тракторы различных модификаций, погрузчики, дизельные двигатели мощностью от 25 до 75 л.с., самоходные шасси, навесное оборудование и т.д.