Казанская церковь
Современный Казанский храм, точнее Храм Казанской иконы Божьей матери, был построен уже в этом столетии, и торжественно открыт 30 августа 2008 года.
Новый Казанский храм располагается в стороне и в глубине от того места, где был прежний, построенный в 1782 году и безжалостно снесенный в 1970‑м для создания военного мемориала с вечным огнем.
Так в новом архитектурном стиле был восстановлен храм, который издревле считала своим вся Ямская слобода Владимира. Других-то церквей поблизости и не было. Именно в старом храме на окраине тайно обвенчался сосланный во Владимир писатель Александр Герцен, о чем написал в своей книге «Былое и думы».
Впрочем, у храма в Ямской слободе издревле была беспокойная судьба. Он появился так давно (деревянный, конечно), что еще и не был Казанским. Потому что не установили еще на Руси праздник Иконы Божией Матери Казанской.
Переименование престола в церкви Ямской слободы произошло не раньше 1648 года, потому что только в том году царь Алексей Михайлович установил день Казанской иконы Божьей Матери. В 1694 году была выстроена новая деревянная церковь. Правда, было все это далеко от нынешнего Казанского храма.
Старая Ямская слобода была гораздо ближе к Золотым воротам. В 1778 году страшный пожар уничтожил всю слободу вместе с церковью. И тогда слободу перенесли на вот это нынешнее место. И наконец в 1782 году была построена новая каменная церковь с колокольней — прямо у большой Московской дороги, участком которой позже стал проспект Ленина.
Церковь была построена в стиле «провинциального барокко». Была бесстолпным храмом, с редчайшим восьмилопастным сомкнутым сводом (техника его выведения утеряна). У церкви появилось и кладбище.
А вот покоя живым и умершим прихожанам хватило всего лет на 150.
В 1938 году в храм был закрыт для богослужений со ссылкой на износ здания.
В начале 1950‑х в бывшем храме заработал кинотеатр «Буревестник».
В 1959 году кладбище за церковью было уничтожено бульдозерами и превращено в парк с танцплощадкой «на косточках», как ее называли памятливые жители.
В феврале 1970 года была снесена и церковь. Умирала она долго и мучительно.
Кладка оказалась такой мощной, что раскурочивать ее пришлось с помощью танков. Это изумительное варварство произошло уже тогда, когда Владимир уже вовсю рекламировали как туристический центр древнерусского зодчества. Власти города и области под монумент к 30-летию Победы тогда места другого не нашли.
Юные краеведы установили, что когда рыли траншеи, чтобы проложить газовые трубы к Вечному огню, на поверхность земли выбрасывали черепа и кости. Так и валялись. По воспоминаниям очевидцев, зрелище было ужасное: дети «играли черепами в футбол». Иные взрослые копались в земле в надежде найти драгоценности.
В 1975 году памятник с Вечным огнем был открыт, а площадь названа в честь 30-летия Победы. Так что молодожены, которые по советской традиции возлагают цветы к монументу, проходят по тому месту, где стояла церковь, венчался Герцен и тысячи владимирцев. Прямехонько к разоренным могилам, над которыми горит Вечный огонь. А он у истовых христиан ассоциируется с совсем другим «вечным пламенем».
Что обидно — еще бы лет двадцать потерпели, и храм вовсе не был бы противоречием военному мемориалу (см. на Поклонную гору в Москве).
Автор скульптурной группы у Вечного огня архитектор Владимир Фомин, говорят, предлагал построить храм и на прежнем месте, перед мемориалом.
Но Владимирская епархии поступила скромнее, зато результативно. В правление мэра Александра Рыбакова довольно быстро новую Казанскую церковь построили позади мемориала, в сквере. Говорят, косточки жителей Ямской слободы попадались и при этом строительстве.