История городаСтроения

Успенский собор

Успенский собор – уникальный памятник белокаменного зодчества XII века. Построен князем Андреем Боголюбским как главный храм Северо-Восточной Руси и сыграл ключевую роль в утверждении политического и религиозного влияния новой северной столицы – Владимира вопреки Киеву. Собор обозначил и особую приверженность культу Богородицы во Владимире. Занимает самую выгодную точку городского рельефа, виден при подъезде к городу издали, особенно хорошо – с юга и с востока.

В соборе совершалось возведение на великокняжеский престол, которое только с 1428 году перенесено в Москву. Ныне – кафедральный собор Владимирской епархии. Сохраняет настенную живопись XII – XIX веков, включая фрески Андрея Рублева и Даниила Черного начала XV века.

В древнем некрополе собора – более 40 захоронений владимирских князей и архиереев, в том числе святых.
Успенский собор – памятник федерального значения, в 1992 году включен в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Является действующим храмом и музеем одновременно. С 2009 года доступ для туристов ограничен оговоренными группами.

Из истории архитектуры

Крестово-купольный пятинефный пятиглавый трехапсидный Успенский собор из тёсанного белого камня был построен в XII веке в два этапа – в 1158 – 1160 при князе Андрее Боголюбском и в 1185 – 1189 годах – при князе Всеволоде Большое Гнездо.

Историки архитектуры разошлись во мнениях, был ли Успенский собор Андрея Боголюбского изначально одноглавым или пятиглавым. В XX веке возобладала точка зрения автора авторитетнейшего труда по истории зодчества Северо-Восточной Руси Николая Воронина. Вслед за Ворониным до сих пор в большинстве описаний сообщается, что храм Андрея Боголюбского 1158 – 1160 годов сначала был одноглавым, а Всеволод позже обстроил собор открытыми внутрь двухъярусными галереями и добавил четыре купола. Однако в начале 2000‑х годов исследования Татьяны Тимофеевой из Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Сергея Заграевского из Москвы подтвердили дореволюционного историка архитектуры Голубинского – что Успенский собор Андрея Боголюбского сразу был пятиглавым.

Заграевский предложил даже свою реконструкцию первоначального вида собора, подкорректировав самого Воронина. По этой версии, Всеволод после пожара 1185 года, возводя галереи вокруг собора, перестроил уже существовавшие четыре главы и даже своды храма Андрея Боголюбского. При этом задача у зодчих Всеволода, похоже, была не только сделать Успенский собор еще более внушительным по размерам, но и укрепить его галереями. Есть предположения, что возникла проблема с устойчивостью собора. Благодаря галереям Всеволода храм и простоял до наших дней, выдержав нападения и реконструкции.

Историки сходятся во мнении, что Андрей Боголюбский все-таки привлекал к работе над столь важным храмом немецких архитекторов, благодаря хорошим связям с императором Фридрихом Барбароссой. Об этом свидетельствуют признаки западных стилей в архитектуре собора.

Так или иначе, собор поражал современников и своей внушительной архитектурой (по высоте равен Софии Киевской), и богатым убранством. Боголюбский при создании Успенского собора впервые блеснул талантами своих мастеров резьбы по белому камню.

Позже Успенский собор во Владимире послужил образцом для Успенского собора Московского кремля и других храмов.

Ну а сам «образец», несмотря на свою мощь, в XVIII веке выглядел обветшавшим. Но ремонт, проведенный на средства стольника Племянникова, исказил его до неузнаваемости. К белокаменному зданию подвели угловые кирпичные контрфорсы, над новой четырехскатной железной кровлей вместо шлемовидных установили пять луковичных глав.

В 1810 г. на месте прежней шатровой строится высокая колокольня, которая стоит и поныне. В 1862 г. между ней и северным фасадом собора по проекту архитектора Артлебена возведен отапливаемый Георгиевский придел.

Есть сведения, что в 1870‑х годах собор чуть не снесли, но подключилось Московское Археологическое общество, которое не только отстояло собор, но и добилось первой научной реставрации, проведенной в 1888 – 1891 года. Тогда собору и вернули первоначальные формы, включая шлемовидные купола.

В 1950 – 1953, а затем в 70‑е — начале 80‑х годов проведены серьезные реставрационные работы: укреплены арки, кровля, реставрирована живопись, устроена отопительно-вентиляционная система, нормализован температурно-влажностный режим, покрыт специальным составом белый камень.

Из событий истории

Успенский собор не раз горел и подвергался разграблению. Самое страшное произошло в 1238 году при взятии Владимира монголо-татарами. В соборе укрылись княжеская семья, епископ Митрофан и множество владимирцев, и по свидетельству летописца, все они «плакали». Враги обложили собор снаружи бревнами и хворостом и подожгли его. Люди погибли, храм был разграблен, но устоял. Потом татары его еще раз грабили в том же веке.

В 1299 году митрополит Киевский святитель Максим перенес во Владимир свою резиденцию, по преданию, получил на это знак от Богородицы. Но в 1325 году митрополит Петр переселился из Владимира в Москву. Однако еще до начала XV века великих князей возводили на престол во владимирском Успенском соборе.

В 1410 году орда татарского царевича Талыча опять разграбила собор, содрав с него даже золоченое покрытие куполов. Это событие показано в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев». По легенде, храмовая драгоценная утварь была укрыта в тайнике внутри собора и до сих пор не найдена. Татары, требуя указать, где тайник, долго пытали священника Патрикия (в фильме его играет Юрий Никулин), но тот ничего не сказал.

В 1536 году собор снова горел. Кстати, и при съемках фильма «Андрей Рублев» в соборе тоже возникло возгорание, вызвали пожарных, те начали заливать огонь, вода потекла по фрескам…

Об иконах и фресках

Главной святыней Собора со времен Андрея Боголюбского была Владимирская икона Богоматери, написанная по преданию, самим евангелистом Лукой. В 1395 году эта икона уехала в Москву, в Кремль, вслед за митрополичьей кафедрой. Там она и находится, в храме при Третьяковской галерее. Владимирская епархия на возвращении иконы не настаивает.

От первоначальных фресок XII века до наших дней сохранились только фрагменты, например, изображения пророков в верхней части храма.

В 1408 году «повелением великого князя Василия Дмитриевича собор был расписан, а мастеры Данило Иконник да Ондрей Рублев», то есть Даниил Черный и Андрей Рублев. От их росписей сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма и фрагментарные изображения в алтарной части Собора. Большинство дошедших до нашего времени фресок выполнены в XIX веке.

За фрески Рублева десятилетиями идет борьба со временем, влажностью и перепадами температуры, но росписи выглядят неважно. Они явно не были рассчитаны на 600 лет в нашей климатической зоне.
Андрей Рублев и Даниил Черный написали и иконы для нового иконостаса. В XVIII веке на средства Екатерины II подновили убранство храма: рублевский иконостас был разобран, а вместо него установлен новый, в стиле барокко. Иконы Рублева в 1922 году попали в Третьяковскую галерею и Русский музей.

Некрополь Собора

В Успенском соборе похоронены: святой благоверный князь Андрей Боголюбский, князь Всеволод Большое Гнездо, святой благоверный князь Георгий (Юрий) Всеволодович (погиб в битве на реке Сить), святая благоверная княгиня Агафия Всеволодовна и священномученик Митрофан, епископ Владимирский (погибли при штурме Владимира татарами), князь Ярослав Всеволодович (отец Александра Невского), св. Максим, митрополит Киевский, священномученик Патрикий и многие другие.

Back to top button