В эту среду в Белом доме состоялось первое заседание общественного Совета по здравоохранению при губернаторе. Напомним, идея его создания принадлежала Светлане Орловой. Она, немного опоздав к началу, сообщила врачам, депутатам, чиновникам из Облздрава и представителям общественных организаций: «Вы уже увидели, какие у нас произошли изменения, а дальше будет еще лучше».
Перечисление положительных изменений заняло у Орловой почти 20 минут. Не без лирических отступлений, конечно — врио губернатора в очередной раз похвалила Александра Кирюхина. Дескать, не ошиблись, назначив его руководить областным Департаментом здравоохранения. А так — продолжается работа над «Дорожной картой», вновь открываются акушерские отделения и отделения патологии беременности в районных больницах, достигнута договоренность с Минздравом о выделении средств на строительство хирургического корпуса для онкодиспансера, в медучреждения поступили новые автомобили скорой помощи и т.д,т.п.
Но все, как известно, познается в сравнении, и потому на заседание был приглашен аудитор Счетной палаты РФ Владимир Катренко. Он подробно рассказал, что показала проверка мероприятий программы модернизации областного здравоохранения.
Оказывается, все началось с того, что программу модернизации утвердили несвоевременно – наш регион сделал это одним из последних. И это поставило под угрозу освоение бюджетных средств.
Департамент здравоохранения, согласно выводам аудиторов, фактически отстранился от выполнения функций уполномоченного органа. Цены на закупаемое оборудование согласовывались с Департаментом цен и тарифов, заказы на закупку товаров размещались Департаментом имущества и земельных отношений. А при проведении торгов каждое учреждение здравоохранения самостоятельно выступало заказчиком. По мнению Владимира Катренко, вероятно таким образом руководители Облздрава хотели снять с себя ответственность, если вдруг чего.
Отсутствовал системный подход — половина бюджетных средств, выделенных на капремонт медучреждений, была направлена в ОКБ. Туда же отправилась четверть всех средств, предусмотренных на покупку медицинского оборудования.
В ряде случаев не соблюдались сроки поставки медоборудования. Причем есть основания предполагать, что при его закупках имел место конфликт интересов. С этим вопросом предстоит еще разбираться.
Ну а про ситуацию с перинатальным центром мы уже писали — выяснилось, что родильный дом №1 ни по структуре, ни по уровню оказания медпомощи им не является. То есть, неэффективно использовано 126 миллионов рублей. Мало того, отчитавшись о введении медучреждения в эксплуатацию, Департамент здравоохранения лишил Владимирскую область возможность участвовать в федеральной программе по строительству перинатальных центров. Хотя, как заявил Картенко, Светлана Юрьевна «отличается пробивными способностями и пользуется высочайшим авторитетом», так что с ее помощью у региона все-таки есть шансы попасть в эту программу.
Да, не обошлось без череды реверансов в сторону Орловой. По словам аудитора Счетной палаты РФ, у врио губернатора за плечами богатейший опыт, который «не прокуришь, не пропьешь».
Или вот еще цитата: «За последние несколько десятилетий для области появляется реальный шанс выскочить на нормальные рельсы нормального развития. Этот шанс заключается в могучем потенциале, которым обладает Светлана Юрьевна Орлова. Я хотел бы, чтобы вы понимали, что это не столько нужно ей — в ее положении и с ее возможностями она всегда могла бы найти себе тепленькое местечко во многих московских структурах. Но выполняя просьбу и получение президента она взялась сегодня за решение непростых проблем в одной из самых непростых областей центрального региона Российской федерации. Я вам рекомендую взять этот шанс, использовать. Поддержать ее максимально возможными способами».
Даже странно, что после такого пламенного выступления не начались долгие и продолжительные овации.
Заседание совета по здравоохранению затянулось на 3 с лишним часа. Досидел ли кто-то из представителей СМИ до финала этого мероприятия — мне, журналисту Provladimir.RU, неизвестно, срочные дела заставили покинуть Белый дом раньше. Однако и 60 минут хватило, чтобы в очередной раз понять — областью руководит супервумэн, без нее было плохо, а с ней будет хорошо.
Кстати, очень интересно, что думает по поводу происходящего опальный руководитель Облздрава Владимир Безруков. Если кто не в курсе, то он в настоящее время работает заместителем главного врача в психиатрической больнице. Нам удалось до него дозвониться, и он был вполне приветлив, однако сказал, что комментариев теперь не дает. Да и за ситуацией в сфере здравоохранения не особо следит.
Действительно это так или Владимир Александрович лукавит — сказать сложно. Однако в будущем, возможно, ему придется прервать молчание. Ведь материалы проверки, проведенной Счетной палатой, переданы в Генпрокуратуру.
Ну а мы, как всегда, будем следить за развитием событий.