Дмитриевский собор
Дмитриевский собор – наравне с Успенским собором один из самых знаменитых владимирских белокаменных храмов XII века. Уникален непревзойденным обилием белокаменной резьбы, покрывающей весь верхний ярус собора и барабан купола. Возведен князем Всеволодом Большое Гнездо как княжеский придворный храм.
Собор освящен в честь великомученика Дмитрия Солунского – небесного покровителя Всеволода. Дмитрий – христианское имя Всеволода.
Распространена версия Николая Воронина о том, что собор построен в 1194 — 1197 гг. По летописным данным, обнаруженным в 1990‑е годы Татьяной Тимофеевой, год возведения уточнен – 1191. В наши дни собор не действует. Используется как экспозиция, иногда по важнейшим датам бывают церковные службы.
В летописи указано, что для строительства Дмитриевского собора уже «не искали мастеров от немец», как для Успенского собора. Однако великолепие и стиль резьбы говорят об участии балканских мастеров.
566 резных камней на фасадах создают символическую картину мира, где образы христианства уживаются с образами народной мифологии и сюжетами средневековой литературы.
В резьбе можно разглядеть: царя Давида – Псалмопевца, на каждом из трех фасадов храма; целую галерею святых, среди которых – русские князья Борис и Глеб.
На южном фасаде – крупная композиция «Вознесение Александра Македонского на небо»: удивительный сюжет, придуманный в Византии. Два грифона, или, как называл их древнерусский книжник, «грипы александрова воздухохождения», несут на своих крыльях царя, сидящего в плетеном коробе. В руках Александр держит маленьких львят – «приманку» для грифонов. Легендарные чудовища тянутся к приманке и тем самым увлекают царя в поднебесье.
На северном фасаде изображена семья самого князя Всеволода с сыновьями.
В рельефах много диковинных зверей, птиц и прочих существ средневекового бестиария.
Для некоторых рельефов Дмитриевского собора ученые пока не нашли общепринятого объяснения.
Нижний ярус собора остался без особых украшений, потому что первоначально он был закрыт галереями с трех сторон. С главного, западного фасада по углам галерей, предположительно, стояли две лестничные башни. И вероятно, тоже были украшены резьбой. Предполагается, что Дмитриевский собор был центральным зданием не сохранившегося до наших дней ансамбля дворца князя Всеволода.
В соборе была и богатая роспись XII века, выполненная явно с участием византийских мастеров. Но она почти вся утеряна. Только наверху, под сводами хор чудом уцелели остатки сцены из «Страшного суда».
В 1237 году храм был разграблен и поврежден монголо-татарами.
В 1380 году Дмитриевский собор лишился своей главной святыни – гробовой доски святого Дмитрия Солунского, которая по повелению московского князя Дмитрия Ивановича Донского была перенесена в московский Успенский собор и помещена возле гробницы с мощами святителя Филиппа.
Но московские князья храм не забывали. Василий IV в 1515 году пожаловал собору «своих попов, что служат в его соборной церкви Дмитрия святого во Владимире внутри города на его дворе».
При Иване Грозном к собору были сделаны пристройки из белого камня с трех сторон: приделы в честь Святителя Николая и усекновения главы Иоанна Предтечи и обширная паперть.
В 1834 году император Николай I, посетивший Владимир, распорядился уничтожить сделанные пристройки и привести собор в первоначальный вид. Говорят, из-за этого собор чуть не разрушился.
В 1883 году усилиями соборного старосты купца Муравкина невдалеке от собора была построена небольшая звонница, собор впервые стал отапливаться.
В XIX веке стены собора неоднократно окрашивались «для предохранения от выветривания камня».
В 1919 г. храм был закрыт для богослужений и передан Владимирскому музею. Отопление бездействовало, разрушались конструкции, настенные росписи, белый камень. Ремонтные работы начались в 1937 г. Укрепление конструкций в 1941 году, 1948 – 1952 гг. (архитектор Александр Столетов) вывело здание из аварийного состояния.
В фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев» (1966 год) в Дмитриевском соборе снималась знаменитая сцена целования креста князьями.
В 1999 – 2004 годах белый камень и рельефы покрыты защитной пластической смесью, устроены водосточные трубы, заменен крест на куполе, создан микроклимат.
В 1992 году Дмитриевский собор вошел в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Долгое время вход в собор был доступен только для специалистов, и часто можно было видеть туристов, старающихся между створками дверей разглядеть, что внутри.
Недавно туристов стали пускать внутрь и оборудовали там экспозицию. В ней можно увидеть:
- копии «Доски гробной» – византийской иконы с изображением Дмитрия Солунского в рост и ковчежца-мощевика, принесенных в храм в 1197 году;
- четырехметровый крест с просечным орнаментом, снятый с главы собора и замененный в 2002 г. новоделом;
- надгробие первого Владимирского губернатора графа Романа Воронцова, поставленное в 1804 году его сыновьями Александром и Семеном. Музейные работники украсили его английскими скульптурами плакальщицы и мальчика с пеликаном.