История городаСтроения

Троицкая церковь

Троицкая церковь, или церковь во имя Живоначальной Троицы, стала последним дореволюционным храмом Владимира. Возведена в 1913 – 1916 годах на средства верующих купцов. Иначе называется Красной церковью. Используется под экспозицию музея-заповедника и магазины. С 90‑х годов православная старообрядческая община предпринимала неоднократные попытки добиться возвращения Троицкой церкви.

Возможность построить свой храм владимирские старообрядцы получили после царского Манифеста 1905 года, даровавшего свободу вероисповедания. Многие владимирские купцы придерживались православия старого обряда, были в состоянии собрать необходимые 75 тысяч рублей на строительство храма. Для него вблизи Золотых ворот, на углу улиц Дворянской и Летнеперевозинской старообрядческая община выкупила престижный участок. После веков гонений начало строительства храма было историческим событием для староверов, так и не признавших никоновских обновлений XVII века.

Старообрядцы были и в числе встречающих императора Николая II на вокзале во время его приезда во Владимир по поводу 300-летия Дома Романовых в том же 1913 году.

Возглавлял старообрядческую общину города купец Александр Шмыров, которому принадлежал первый в городе кинотеатр «Модерн». Видными старообрядцами были купцы Тимофей Куликов, в одном из домов которого расположен ныне Центр классической музыки, Александр Пантелеев, подаривший новому Троицкому храму дубовый иконостас с иконами старого письма, и другие.

Вот как передает историк Маргарита Попова рассказ о закладке Троицкого храма: «В воскресенье 23 июня 1913 года в 10 часов из дома купца Тимофея Куликова на Студеной горе вышел крестный ход. За крестом следовали приехавший из Москвы архиепископ Иоанн, местные и приезжие священники, за ними несли иконы старинного письма и восемь блестевших золотом хоругвей. На месте закладки был отслужен молебен с провозглашением многолетия Дому Романовых, по окончании которого все присутствовавшие старообрядцы в количестве около 100 человек по старинному русскому обычаю отобедали у купца Александра Шмырова».

Две основные ветви старообрядчества составляют поповцы и беспоповцы, то есть имеющие священников и не имеющие. Троицкий храм построили поповцы Белокриницкого согласия – одного из самых крупных. Оно получило название от Белокриницкого монастыря на Западной Украине (в середине XIX века, когда возникло согласие, это была территория Австро-Венгрии). Ныне Белокриницкую иерархию возглавляет митрополит в Москве.

Проект долгожданного храма был поручен приглашенному в те годы во Владимир московскому архитектору Сергею Жарову, который также спроектировал кинотеатр «Ампир», водонапорную башню, ротонду Торговых рядов ну улице Царицынской (Гагарина).

В качестве основного материала для Троицкой церкви был использован красный кирпич по технологии «крестовой кладки». Стиль сочетал древнерусские и византийские черты в новом прочтении начала XX века. Дополнительную нарядность придавал белый декоративный слой, который не сохранился.

Энергичный верх церкви сами старообрядцы объясняют тем, что, по преданию, на этом месте в XVII веке сжигали их единоверцев, и архитектура храма символизирует пламя костра.

Но недолго старообрядцы молились в своем храме. В 1928 году службы были прекращены.

В 60‑е годы Красную церковь чуть было не снесли. По одной версии, ее отстояла культурная общественность города как ценный памятник, по другой – власти просто побоялись повредить при сносе церкви Золотые ворота.

В 1974 году в храме разместилась экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка». Гусевское художественное стекло, мстерские шкатулки и вышивка были в 70‑е годы в большой моде. Так что выставка тогда стала явлением времени.

Таким же явлением времени воспринимались и концерты хора Эдуарда Маркина и других коллективов в здании храма с прекрасной акустикой.

В начале 90‑х годов возрожденная старообрядческая община легко доказала права на Троицкий храм и попросила его возвращения. Не желавшая терять экспозицию на бойком месте гендиректор музея-заповедника Алиса Аксенова нашла выгодный компромисс. Старообрядцев убедили согласиться на передачу им церкви Успения Пресвятой Богородицы за зданием художественно-графического факультета. Там и возобновили старообрядческий приход. В последующие годы старообрядцы не раз пытались подступиться к Троицкому храму. Но очень скромно – века гонений сказываются.

В 2004 году митрополит Адриан посетил Владимир и вновь поднял вопрос о возвращении Троицкой церкви. Он выразил вице-губернатору Веретенникову возмущение и тем, что в храме расположился магазин с игривым названием «Владимирский шик» и даже ломбард.

По этому поводу газета «Молва» тогда цитировала генерального директора музея-заповедника Алису Аксенову: «Я даже не нервничаю, потому что есть вещи, которые не могут быть, потому что этого не может быть никогда».

И выставка, и магазин по-прежнему в храме.

Back to top button