Золотые ворота
Золотые ворота – символ города Владимира, уникальный памятник белокаменного зодчества XII века. Это самое удивительное и самое известное из белокаменных чудес, которые соорудил князь Андрей Боголюбский в стремлении утвердить свою власть и свою столицу во Владимире.
Удивительно в них прежде всего то, что Боголюбский строил в 1158 – 1164 годах Золотые ворота не только как вполне нормальную для средневековья каменную крепостную башню с воротами, но сразу как памятник для потомков, как триумфальную арку.
Именно поэтому князь Андрей, (как пишут некоторые авторы, «с имперскими амбициями»), заказал арочный свод Золотых ворот высотой аж 14 метров! (К нашим дням ворота ушли в землю метра на полтора). Это было сделано явно в ущерб оборонительным функциям башни! Кроме верхней каменной боевой площадки пришлось прямо над створками ворот устроить деревянную боевую площадку. На стенах даже сохранились квадратные углубления для крепления этой, конечно, очень уязвимой деревянной площадки. Выходы с лестницы внутри башни вели на эту нижнюю деревянную площадку, на деревянную крепостную стену и на верхнюю, основную боевую площадку с надвратным храмом.
Выдающийся историк архитектуры Николай Воронин считал Золотые ворота Владимира не имеющими аналогов во всей Европе. Никто больше в то время не сочетал оборонительную и символическую задачи в крепостной башне, кроме Андрея Боголюбского. А ведь был еще и религиозный смысл!
Тем не менее Золотые ворота были так внушительны в системе обороны города, что татаро-монголы в 1238 году предпочли их не штурмовать, а с фланга проломить деревянную стену, чтобы войти в город. Жаль, что амбиций, финансов или жизни не хватило Боголюбскому и на каменные стены!
Размерами был велик и надвратный Ризополженский храм. Рисунок XVII века и чертежи архитекторов XVIII столетия подтвердили правоту знаменитого архитектора Александра Столетова, автора одной из реконструкций Золотых ворот.
Он полагал, что храм был значительно больше, чем это показано в музейной диораме штурма Владимира 7 февраля 1238 года, устроенной в алтаре бывшего храма (диорама выполнена в 1972 году народным художником РСФСР Ефимом Дешалытом).
Непосредственный образец, который Андрей Боголюбский наверняка стремился, как минимум, повторить, а, скорее всего, превзойти, – это Золотые ворота Киева. Но они дожили до XX века в виде бесформенных руин и полностью воссозданы в 1982 году к 1500-летию Киева. При этом нет достоверных описаний того, как они выглядели в древности. Материал для ворот в Киеве точно другой – там ворота обложены кирпичом-плинфой. Во Владимире – ворота белокаменные, построены методом полубутовой кладки.
Высказываются разные версии насчет того, что было у Золотых ворот Владимира золотого, – то ли купол храма, то ли обитые позолоченной медью створы ворот. Но это вообще неважно, потому что символика Золотых ворот гораздо выше блеска металла. «Мессианская» была символика! Символическая линия для современников Боголюбского начиналась от древних Золотых ворот Иерусалима, через которые по Ветхому завету должен войти мессия (по Новому завету, Иисус — мессия уже вошел). Далее – к Золотым воротам Константинополя, оттуда – к киевским Золотым воротам. И, наконец, – вот они, Золотые ворота Владимира!
Вероятно, возвышенно-религиозными замыслами Боголюбского объясняется и удивительная ориентация Золотых ворот — они не повернуты к реке Клязьме, которая была главным путем сообщения, а как бы ведут с запада на восток. Хотя в момент строительства на запад от Владимира был молодой незначительный городишко — Москва. И дорога оттуда вряд ли была стратегическим направлением. Значит, расположение ворот вслед за алтарной частью храма, всегда ориентированной на восток, было важнее.
Кто были реальные строители Золотых ворот ворота во Владимире?
По одной версии, это были некие «княжеские мастера». Но что за мастера? Варианты такие: галицкая «бригада» зодчих, оставшаяся у Андрея Боголюбского в наследство от отца Юрия Долгорукого и имевшая опыт работы в Польше на подобных сооружениях. Либо к строительству приложили руку те же немецкие мастера от императора Фридриха Барбароссы, которые помогали возводить Успенский собор.
Еще одно чудо и удивление — как Золотые ворота достояли до наших дней, единственные из подобных?! Видимо, во все века русские правители понимали, что это особо ценный памятник. А свод, да еще с тяжелым храмом наверху, — строение коварное. От Золотых ворот что-то отвалилось уже вскоре после постройки — из летописей не ясно, обрушилась ли часть свода или упали створы. Потом Золотые ворота капитально ремонтировали в XV веке (этим занимался архитектор Ермолин, который восстановил в Юрьев-Польском рухнувший Георгиевский собор). И в XVII веке Золотые ворота укрепляли.
Самые серьезные изменения внешнего облика произошли в конце XVIII – начале XIX века. По указанию Екатерины II в городах стали срывать древние валы, внедряя регулярную застройку. Тогда убрали и валы, примыкающие к стенам Золотых ворот и поддерживающие их. Сохранилось предание, что карета Екатерины, проезжавшей через Владимир, застряла в арке Золотых ворот. И поэтому императрица повелела прорыть объезды справа и слева.
Для того, чтобы Золотые ворота без валов не потеряли устойчивость, пришлось строить кирпичные псевдоготические башни по бокам, скрывая контрфорсы для поддержки стен. Перестроили и надвратный храм. Бывшая боевая площадка ушла под кровлю. Но самое главное — вся белокаменная основа и свод до сих пор сохранились такими, какими они были при Андрее Боголюбском, из того же древнего белого камня!
Последние десятилетия Золотыми воротами ведает Владимиро-Суздальский музей-заповедник. В Ризоположенском храме наверху расположена военно-историческая экспозиция со знаменитой диорамой. Представители церкви уже недвусмысленно намекали, что храм следовало бы вернуть по первоначальному назначению. Но музей пока держится.
В 1992 году Золотые ворота были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в числе других белокаменных памятников Владимира и Суздаля.
Не так давно нашли фрагменты росписи по сводом Золотых ворот, возможно они были расписаны внешними фресками.
Есть сведения, что еще одни белокаменные Серебряные ворота были на противоположном, восточном, въезде в древний Владимир. Но от них ничего не осталось. Даже точное место не установлено.
Ворота – это вообще архитектурный символ перехода из одного качества и состояния в другое. Поэтому владимирские молодые пары в день свадьбы так любят пройти из холостой жизни в совместную под сводом Золотых ворот.