ИсторияОбщество

У могил двоих из двух миллионов

1 августа в храме на старом Князь-Владимирском кладбище прошла панихида по двум офицерам, погибших на первой мировой войне. Их тела в свое время привезли на упокой во Владимир и каким-то чудом он и сохранились в приличном виде, и на крестах читаются имена.

Лейб-гвардии поручик Кексгольмского полка Николай Жданов убит 18 декабря 1914 года. Он покоится прямо у стены Князь-Владимирского храма, с левой стороны. Если идти по от храма по стрелочки с №15, через пару сотен метров прямо у дорожки увидишь могилу с белым каменным крестом без всякой оградки. Здесь погребен поручик 10-го гренадерского Малороссийского полка Евгений Андреев. Он погиб 15 мая 1915 года. Им возложили цветы.

За них и помолились. Народу было немного — человек 10 – 15. Отец Сергий Фестинатов возгласил имена рабов Божиих Николая и Евгения. А других воинов — помянул в целом. Ведь на первой войне, изменившей Россию, наших полегло два миллиона. Владимирцев тысячи.

Армия была царской, немцы оказались сильнее, чем многие патриоты думали. И война свалила даже само Российское государство. За этим грохотом, которому так радовались большевики, подвиги и имена героев Первой мировой изучались крайне мало. Мемориалов им в России пока нет.
Только в декабре прошлого года назначен официальный День в честь погибших на Первой мировой — 1 августа, день вступления России в войну.

Еще года два назад политолог Роман Евстифеев явил группе слушателей на «Владимирской публичной лекции» двух офицеров-краеведов из Коврова — Андрея Самойлова и Александра Коллерова. Они скромно и упорно уже лет 20 изучают боевой путь Ковровского пехотного полка и других частей, формировавшихся во Владимирской губернии.
И вот они же рассказали о своих изысканиях во Владимире,в «Палатах», на пресс-конференции, которая состоялась позже в тот же день.

Среди активистов восстановления памяти о «забытой войне» – гендиректор музея-заповедника Светлана Мельникова, председатель «Союза Чернобыль» Юрий Чайковский, дед которого воевал на Первой мировой, журналисты и другие. Плюс большая группа краеведов разных поколений ‑Валентина Титова, Олег Гуреев, Александр Капусткин и другие.

Валентина Титова к 100-летию войны готовит книгу о владимирских погребениях участников Первой мировой.
Музе-заповедник планирует большую выставку. Но трудностей немало: в советское время тема была под негласным запретом, экспонаты надо собирать и систематизировать. Но уже видны большие пробелы.

Поэтому музей просит всех порыться в семейных архивах. И если бабушки не выкинули от греха в советское время фотографии предков с Георгиевскими крестами и другими признаками царской армии, то поделиться реликвиями о той войне.
Но в целом пока на 99-летие Первой мировой войны дань памяти отдает пока общественность. Хорошо, что музей всерьез включился.

А к 100-летию отец Сергий ожидает большого наплыва, Князь-Владимирский храм будет переполнен. Ведь на Поклонной горе в Москве хотят поставить памятник участникам Первой мировой, торжества будут уже не только самодеятельные. Придут, наверное, и чиновники.

«Все воины шли на бой с молитвой», – напомнил отец Сергий.
Интересно бы узнать, кто более искренно молился: красные Чапаев, Буденный и Тухачевский или белые Колчак, Деникин и Каппель. А ведь все они были героями Первой мировой. А потом вдруг стали героически биться друг с другом.
Ох уж эта Первая мировая…

Back to top button