ЖизньКультураОбщество

Август 1913-го: история Владимира в газетных строчках

Этот материал открывает новую еженедельную рубрику, в которой будут публиковаться обзоры старой владимирской прессы. Причем мы решили обозревать периодику разного времени. Так, в течение ближайших четырех недель вы узнаете, о чем писали августовские газеты и журналы энное количество лет назад.

Сегодня мы расскажем о материалах журнала «Владимирские епархиальные ведомости» вековой давности. В 1913 году издание выходило раз в неделю, стоимость годовой подписки составляла 5 рублей 50 копеек с пересылкой и доставкой. Там публиковалась официальная информация, а также новости и статьи, что называется, на злобу дня. Самое интересное, при изучении журнала выяснилось – сто лет назад владимирцев волновали те же проблемы, что и сегодня.

Август 1913-го: история Владимира в газетных строчках

Совсем недавно депутаты Горсовета обсуждали возможность строительства во Владимире крематория. Представьте себе, в 1913 году «Владимирские епархиальные ведомости» тоже поднимали эту тему. В номере от 3 августа в так называемом «неофициальном отделе» напечатана статья «Гроб или урна?» под авторством А.Иванова. Она занимает 10 листов, поэтому мы опубликуем некоторые выдержки из нее (текст адаптирован для современных читателей):

«Вопрос, поставленный нами, принадлежит к числу самых жгучих, самых настоятельных вопросов современности. В последнее время он привлекает к себе внимание почти всего образованного мира, и нужно отметить, что общественное мнение, общественные симпатии все более и более склоняются в пользу сжигания трупов умерших людей и упразднения кладбищ. На западе идея кремации, благодаря усиленной, повсеместной пропаганде, успела уже получить широкое практическое осуществление. Во всех почти наиболее значительных городах Западной Европы устроены крематории или трупосжигательные печи, которые ежегодно поглощают целые сотни и даже тысячи трупов…

Приверженцы трупосожжения вооружаются против погребения в земле по мотивам общественно-экономического свойства. «Кладбища, говорят, наносят ущерб народному благосостоянию. Они отнимают всегда самые лучшие, самые ценные и плодородные участки земли. Эти участки с каждым годом все растут и растут, мертвые постепенно отвоевывают землю у живых, а между тем, такое огромное количество десятин земли получилось бы от кладбищенских участков, как много прокормили бы они бедных семейств, как сильно увеличили бы народное благосостояние!»… Однако существуют законом определенные сроки, по истечении которых роют могилы на старых местах. Затем, устройство крематориев и само трупосжигание стоит гораздо больших денег, нежели погребение в земле. В тех местах, где имеется крематорий, похороны обходятся в 150 марок, т.е. около 70 рублей. Между тем, погребение на кладбище стоит нашему крестьянину не более 5 рублей. Значит, сожжение трупа стоит значительно дороже погребения…

Основание, по которому христианская церковь не может допустить трупосожжения, заключается в том, что этот обычай противоречит христианской нравственности, так и оскорбляет представление о долге любви к покойным. Храня дух и воззрения христианские, каждый верующий вообще, а наш русский человек в особенности привык относиться к умершим с глубокой нежностью и благоговением… Отсюда понятными становятся трогательные заботы близких людей к украшению могильного холма зеленью, памятниками, водружением креста и т.п. Совсем иное представляет собой обычай быстрого уничтожения человеческих трупов посредством современной техники. В нем нет благоговейного или приличествующего телу умерших обращения…

Нет сомнения, что и наша русская православная церковь отнесется отрицательно ко всякой попытке ввести на Руси сожжение мертвых, так как это нововведение идет в разрез с христианским учением, историей и нравами».

На упомянутом выше заседании Горсовета, кстати, тоже говорилось, что православные не поддержат идею строительства во Владимире крематория. Как мы видим, с точки зрения религии в этом вопросе мало что изменилось.

Август 1913-го: история Владимира в газетных строчках

Интересным был, на наш взгляд, и номер «Владимирских епархиальных новостей» от 31 августа 1913 года. Наверняка вы читали в СМИ, как современные сторонники ЗОЖ объединяются и проводят массовые мероприятия в поддержку трезвости. Так вот, сто лет назад было то же самое. Об этом рассказывает статья священника А.Глориозова «Праздник трезвости в селе Беречине»:

«Вновь организующееся общество трезвости в селе Беречине в целях объединения устроило особый праздник трезвости. Мысль об устройстве общества трезвости в Беречинском приходе давно занимала внимание местного священника и учителя Беречинской двухклассной школы М.Назарова…

Священник решился обратиться к прихожанам с призывом ознаменовать 300-летний юбилей Царствования Дома Романовых каким-либо добрым делом… Он предложил образовать содружество людей, которые бы поставили себе задачей бороться против алкоголизма и заботиться о возрождении своей духовно-нравственной и материальной жизни. Призыв был встречен некоторыми сочувственно. Прошло три месяца, — число желающих быть членами общества трезвости возросло до 40 человек, идея трезвости в приходе достаточно окрепла, явилось желание, в ожидании официального открытия общества, устроить особое торжество, которое могло бы остаться памятным среди местного населения.

Торжество началось молебном по окончании литургии в день Святого Духа, Апостольское и Евангельское чтение этого дня как нельзя кстати совпало с идеей торжества… Затем в 6 часов вечера все желающие быть членами общества трезвости собрались в помещении Беречинской школы. В том собрании самое живое участие приняла попечительница школы Т.П.Мятлева, она обратилась к присутствующим со следующей одушевленной и сердечной речью:

«…Зловеще сгустилась вся эта страшная тьма вокруг нас, ее замечают и радуются ей враги России. Чужие народы уже презирают нас и глумятся над нами. Но неужели мы совсем погибнем? Нет! Вот блеснула искорка света, то тут, то там… Пора, пора нам подняться для кипучего дела внутри России, – пора привлечь на себя небесные, благодатные лучи трезвой и честной трудовой жизни. Поверьте, в ней счастье и благо, а не в чаду вина и не в грубых страстях, унижающих душу…»

Разобраны были следующие возражения против идеи безусловной трезвости. 1. Полезно ли умеренное употребление водки для здоровья, восстановления сил, возбуждения аппетита? 2. Необходимо ли употребление водки для поддержания веселого настроения, оживления собеседников? 3. Справедливо ли, что употребление водки делает людей откровеннее, способствует сближению и даже любви между людьми? На все эти вопросы даны со стороны присутствующих посильные ответы, подкрепляющие их убеждения. Затем всем собравшимся был предложен чай, за которым продолжилась беседа на ту же тему, только в еще более непринужденном виде…

Кончился вечер, разошлась публика, искренно благодаря и устроителей, и исполнителей, но еще долго члены будущего общества трезвости делились впечатлениями пережитого. У всех в сердце чувствовалось, что начинается что-то хорошее в серой деревенской жизни».

От себя отметим, что поселок Беречино можно найти на карте и сейчас, он находится в Кольчугинском районе. Но как там сегодня обстоят дела с трезвостью мы, к сожалению, не знаем.

фото3

Третья статья «Владимирских епархиальных новостей», с которой мы хотим познакомить наших современников – «Открытие памятника Императору Александру II в г.Владимире». Да, это событие состоялось как раз 100 лет назад.

«… Владимирская городская дума решила украсить город Владимир скромным памятником Императору Александру Николаевичу и тем выразить искренние чувства признательности и глубокого уважения за все сделанное им для нашего отечества, за его великие реформы. Не имея достаточно своих средств на сооружение памятника, дума обратилась с просьбой о содействии к разным учреждениям и лицам и ее просьба всюду встретила горячее сочувствие: дворянство и земство, купеческое и мещанское общества, частные лица ассигновали значительные суммы на сооружение памятника. Таким образом нужные средства были собраны, выбран был проект памятника и приступлено было к его устройству. К сожалению, это устройство не могло быть закончено весною ко времени посещения Владимира Государем Императором с Августейшим Семейством и открытие памятника было отложено до конца августа, чтобы дать возможность принять участие в торжестве и учебным заведениям, и войскам…

С утра 24 августа город, особенно в своей центральной части, прилегающей к памятнику, принял праздничный вид: украсили флагами, к месту торжества у памятника задолго до его открытия собрался народ, ко времени открытия торговые заведения были закрыты. Торжество началось в 12 часов дня совершением панихиды в Кафедральном соборе по Императору Александру II…

У памятника, несмотря на дождливую погоду, собралась тысячная толпа, пришел на торжество почти весь Владимир. С трех сторон окружали тесными группами памятник ученики и ученицы средних и низших учебных заведений г.Владимира, на улице близ Владимирской часовни расположились войска…

Памятник поставлен в центральной части города на площади перед зданием Государственного банка, с южной стороны через улицу стоит Владимирская часовня и здание городской думы. На гранитном пьедестале поставлена статуя Императора Александра Второго во весь рост, в царской порфире, как на памятнике в Москве. На площадке вокруг памятника разбит цветник, окруженный железной решеткой. Памятник в общем небольших размеров, но очень изящный и послужит украшением нашего скромного города.

Вечером 24 августа город и памятник были красиво иллюминированы, на улицах было необычное для нашего города оживление».

Конечно, 24 августа 1913 года вряд ли кто-то мог предположить, что через12 лет вместо императора на постамент из красного финляндского гранита водрузят вождя мирового пролетариата, а двуглавых орлов заменят на серпы и молоты.… Стоит также заметить, что в наши дни идея обратной замены Владимира Ильича на Александра II регулярно витает в воздухе. Не исключено, что в наступившем августе ее кто-нибудь снова озвучит.

А с архивной прессой мы на сегодня закончили. В следующий понедельник ждите новый обзор, мы собираемся полистать советские газеты довоенного периода.

Back to top button