Владимирский академический областной театр драмы
Владимирский академический областной театр драмы получил нынешнее свое здание у Золотых ворот в 1971 году. Это типичное для той поры здание из стекла и бетона в кубических формах сочетается с Золотыми воротами, Красной Троицкой старообрядческой церковью и костелом в старом центре Владимира. Это сочетание нового и старого в данном случае признано удачным. И одобрительная оценка в целом не меняется уже более 40 лет.
А ведь в основе здания – советский типовой проект театра, воплощение которого с вариантами можно увидеть, например, в Липецке и Дзержинске. Но именно вариантами и оказался силен театр во Владимире: это использование белого камня, скульптур скоморохов на фасаде, и главное – удачное размещение среди памятников старины.
Этих каменных скоморохов в несколько странных позах, как рассказывают, предоставили и вписали в дизайн фасада чешские партнеры.
В итоге здание Владимирского драмтеатра принесло группе московских архитекторов Н.Шебалиной, И.Былинкину, Г.Горлышкову, В.Давиденко и владимирским строителям Государственную премию РСФСР.
Хотя здание театра относится к улице Дворянской, по замыслу архитекторов перед ним образовалась Театральная площадь с цветниками, которая часто становится местом для различных праздничных и политических действ.
А вот остекление театра отражающим темным стеклом в 2008 году многие архитекторы критикуют. В итоге получилось более шикарно, но полностью изменилась важная изначальная идея. А именно: чтобы при прозрачном стекле огромных окон Театральная площадь с Красной церковью, Золотыми воротами и костелом казалась как бы продолжением театрального фойе – если смотреть изнутри, и наоборот – если смотреть снаружи. Это и был один из приемов, объединяющий старое и новое в архитектурном решении театра.
Зато темное стекло театра стали вовсю использовать свадебные фотографы для интересных снимков молодоженов с эффектом отражения. Да и любой турист может теперь сфотографировать сам себя, отражаясь в этих огромных стеклах на фоне архитектурных памятников.
Театру во Владимире гораздо больше лет, чем его зданию. И что интересно – место для него у Золотых ворот тоже глубоко историческое. Свои сезоны современный драмтеатр отсчитывает с 1848 года. Тогда провинциальный актёр И. Лавров убедил губернатора Петра Донаурова и его жену-театралку пригласить во Владимир актерскую труппу из Вологды с антрепренером Соловьевым. Для представлений построили деревянный балаган у Золотых ворот. Только балаган был по другую сторону Золотых ворот от нынешнего театра, на месте здания университета, до революции – реального училища.
Первый балаган простоял недолго. А деревянное здание, построенное позже на том же месте купцом Иваном Барсуковым, прослужило до начала XX века.
В XIX веке Владимирский театр развивался с переменным успехом, в зависимости от возможностей меценатов и толковости покровителей. Например, в 60‑е годы XIX века уровень театра приподняла супруга предводителя дворянства Огарева, до замужества актриса Александринского театра в Петербурге Александра Читау. Благодаря близости к Москве во Владимире в конце XIX века гастролировали знаменитые актеры Малого театра.
В 1905 году на улице Царицынской (ныне Гагарина) был простроен Народный дом со зрительным залом, ныне – областной театр кукол, где и пошли театральные постановки. Драмтеатр базировался там и до революции, и после – вплоть до переезда в новое здание в 1971 году.
В 1934 году владимирскому театру дали имя первого народного комиссара просвещения Анатолия Луначарского, который как раз скончался в 1933 году.
Владимирский театр для наиболее амбициозных и талантливых актеров был чем-то вроде трамплина в Москву. Самым знаменитым выходцем с владимирской сцены на московскую, а затем и в кино, стал народный артист СССР Евгений Евстигнеев. Его имени посвятили областную театральную премию, которую вручают во Владимире с 2005 года.
В новом здании первой премьерой стал спектакль «Андрей Боголюбский» по пьесе Чеботарева. Актеры и зрители смогли по достоинству оценить внутреннюю планировку здания. Для своего времени она оказалась весьма удачной.
До сих пор возможностей здания начала 70‑х хватает, чтобы спектакли шли не только на главной сцене с хорошей акустикой и зрительным залом более чем в 600 мест, но и на «Малой сцене» на 100 мест, в «Театре за кулисами» на 100 мест, в «Театральной гостиной»на 40 мест и даже в «Театре-фойе» на 70 мест.
Оказалось, что и рабочая часть театра была спроектирована с умом и со знанием дела. Все гримерные расположены на втором этаже и актеры из них по достаточно широкому коридору попадают сразу на сцену. В старом здании (и это испытывают на себе до сих пор актеры кукольного театра) – гримерок мало, причем часть расположена на другом этаже.
Актеры и персонал так полюбили новое здание драмтеатра, что по сравнению с подобными, куда ездили на гастроли, во Владимирском казалось уютнее.
С годами и эти продвинутые для 70‑х условия стали казаться недостаточными.
В 2003 году театр был преобразован в Государственное учреждение культуры Владимирской области «Театральный комплекс», в который, кроме театра драмы, вошёл ещё и молодой театральный коллектив – театр-студия под руководством народного артиста России Николая Горохова. Правда, не все восприняли такой конгломерат опытных заслуженных актеров и театральной молодежи с восторгом. Директором «Театрального комплекса» стал заслуженный работник культуры России Борис Гунин.
В 2008 году высказывалось предложение соорудить пристройку к театру со стороны Козлова вала, где разместились бы декорационный, столярный, слесарный и швейный цеха, которым в основном здании все-таки тесно.
В 2013 году Владимирский театр провел начал 165‑й сезон.
Раз в два года в сентябре во Владимире проходит Всероссийский театральный форум – Фестиваль фестивалей «У Золотых ворот» с участием многих театральных коллективов, в том числе из столицы.