ЖизньИнтервьюОбщество

«Итоги подводить рано, но некоторыми вещами я удивлен…»

Наш сегодняшний гость — и не гость вовсе. Потому что в этот раз мы решили сделать интервью с шеф-редактором сайта «ПроВладимир» Алексеем Шляпужниковым. Сразу поясним, сделать это собирались давно — поговорить про проект, про город, про людей, живущих в нем. И вот, свершилось.

Пожалуй, обойдемся без долгих прелюдий. Итак…

- Насколько комфортно ты чувствуешь себя в кресле интервьюируемого?

  • Честно говоря, не очень.

- Почему?

  • Непривычно, я чаще с обратной стороны камеры нахожусь.

- Ну ничего, ты справишься, я думаю. Давай сначала о главном, о «ПроВладимире». Поясни, как, вообще, появилась идея закрыть «Выбор33» и открыть что-то новое. Потому что мне кажется, у некоторых до сих пор нет понимания.

  • Начнем с того, что все эти вещи делает движение «Лебедь». И проект «Выбор33», и проект «Арт-Владимир», и проект «ПроВладимир», и ряд других проектов. На самом деле, нам уже 5 лет, вчера исполнилось — 8 августа.

- Движению «Лебедь», правильно?

  • Да. Вчера исполнилось, завтра будем отмечать. В общем, принимаем поздравления. И эти решения принимались не только мной, они принимались коллегиально. Когда мы создавали «Выбор33», если ты помнишь… Я не знаю, была ты уже в городе или нет… Тогда практически не было в интернете ничего новостного. Да, были сайты газет, были сайты телеканалов. Но непосредственно интернет-СМИ не существовало, «Выбор33» был первым таким интернет-СМИ, потом появился «33полит.инфо»…

- Не было отдельного какого-то интернет-ресурса?

  • Не было вообще ресурсов такого вида. И нам показалось, что на тот момент город и область были уже готовы к тому, чтобы этим инструментом пользоваться. За 3 или 4 года своего существования, точно не помню, «Выбор33» достиг своей цели. Интернет-пространство было сильно преображено во Владимире, люди стали чаще ходить за новостями в интернет, появилось огромное количество подобных сайтов с теми или иными недостатками или преимуществами. Но подобных, в любом случае. И, собственно говоря, мы поняли, что задача наша выполнена.

- Жалко не было «Выбор33» закрывать?

  • Жалко не было, потому что мы достигли своего потолка. Дело в том, что сайт был исключительно политической направленности. И его могли посещать только те, кто интересуется политикой, причем профессионально. Понятно, что таких людей у нас очень мало. Мы достигли потолка в 5 тысяч посетителей и выше просто не прыгнули бы.

- И теперь новый наш проект «ПроВладимир»

  • «ПроВладимир» мы задумывали, на самом деле, давно. Когда делали «Карту проблем города Владимира» – это был негативный проект… И в процессе работы «Выбора33» – мы видели, что не хватает этого поля, не хватает возможности для роста. И новостное наполнение идет немножко не так. На самом деле, людей интересует гораздо больший спектр вопросов, чем только политика или общественная жизнь. Кроме того, сильный провал, пробел был по краеведческой информации. Та, которая существовала, была написана таким кондовым языком, что ее невозможно было читать, и очень трудно было заинтересоваться краеведением. Кроме новостной составляющей мы хотим сделать настоящий городской интерфейс. То есть, у нас в проекте есть возможность для взаимодействия, возможность общаться со своими соседями, организовывать мероприятия, приглашать туда друзей. Петиции, объявления, городской справочник — все, что необходимо для города — есть. Как только мы сделаем к ноябрю мобильное приложение, сегодня вот уже активно занимались его разработкой, этот инструмент станет гораздо более эффективным, чем он сейчас есть просто в виде сайта.

- Вот мы несколько месяцев назад запустились, чем ты доволен, а чем нет? Ты уже можешь какие-то итоги подвести промежуточные?

  • Нет, итоги еще рано…Я некоторыми вещами, скорее, очень сильно удивлен. Я предполагал, что краеведческая информация — о памятниках, о людях – будет иметь какого-то своего читателя, может быть, не очень большого. Но сейчас мы видим, что это едва ли не самые читаемые материалы на сайте.

- То есть, выяснилось, что это очень актуальное направление.

  • Наша догадка, что этого не хватает, была правильная. И люди пошли, люди читают, где-то у себя постят, обсуждают все эти вещи. Просто на улицах людей встречаешь — «вот, я у вас прочитал про театр кукол, оказывается, это такое здание, а я хожу мимо и не знаю ничего…» Конечно, для меня очень странно, что люди не пользуются или редко пользуются возможностью самим публиковать материалы, эта возможность предоставляется всем зарегистрированным пользователям у нас на сайте. Но я отношу это к тому, что пока у нас все-таки не очень большое количество посетителей, мы пока окучили только владимирский интернет… Я большую надежду возлагаю, опять же, и на мобильное предложение, и на ту рекламу, которая у нас пойдет через месяц по городу.

- Ну вот, кстати, следующий вопрос — чего ждать нашим пользователям в будущем. Каким образом мы планируем их привлекать. Может быть чуть-чуть приоткроешь тайну?

  • Чуть-чуть приоткрою. Не то что привлекать, мы хотим взаимодействовать плотно с нашими пользователями. Мы через полтора месяца сможем нормально открываться во всех браузерах, там будет для каждого планшета, для телефона свой шаблончик — чтобы было удобно работать с сайтом. Ну и, конечно, мы будем делать мобильное приложение, это такая возможность откуда угодно написать, смотреть новости, которые вокруг тебя, людей, афишу и так далее. А с 1 сентября мы запускаем большой-большой конкурс, он у нас будет где-то на полтора месяца, там будут всякие интересные призы в виде техники. Главным призом, наверное, будет какой-нибудь планшет. И куча всяких других мелких призов. Пока это в разработке. Я думаю, что за эти призы люди с весельем и удовольствием поборются.

- То есть, мы сможем мотивировать людей вести себя активнее на нашем сайте…

  • Во-первых это мотивация, конечно, а во-вторых мне просто приятно подарить хорошим активным людям планшет.

- Давай о сотрудниках поговорим. О будущих. Мы сейчас ищем журналиста. Каким, на твой взгляд, должен быть этот человек, он или она…

  • Без разницы абсолютно, я не сексист в этом плане.

- Я понимаю, я просто уточнила.

  • Самое главное, чтобы человек, во-первых, любил город, в котором мы живем и работаем, во вторых — понимал, что в нем происходит, и вот эту любовь и понимание мог бы спокойно передать через текст, через свои работы и материалы нашим читателям. Это главная задача. Ну и, конечно, надо чтобы его перло от этого от всего. Вот меня прет, мне нравится, у меня все получается.

- Есть такие люди во Владимире?

  • Я уверен, что есть. Просто они, видимо, где-то уже работают. Мы просто сначала искали свободных людей, а сейчас уже занимаемся переманиваем.

- Понятно… Ладно, хорошо, ждем еще резюме. Вопрос — какие местные СМИ ты читаешь кроме нашего сайта?

  • Ну да, я читаю наш сайт, иногда даже пишу на него что-то… Я внимательно читаю «Зебру». На мой взгляд, это очень удачный проект. И этот проект, на самом деле, забрал себе всю аудиторию «Выбора33» и сейчас является наиболее качественной площадкой для той аудитории. Там работают очень хорошие специалисты, мне приятно с ними как общаться по работе, так и дружить. Я читаю проект Людмилы Ешану «33полит.инфо», но это не так часто бывает, к сожалению… И до начала выборной компании я смотрел сайт «Мир-ТВ». Сейчас стало смотреть невозможно. Я надеюсь, что когда все это «счастье» у нас закончится, снова буду читать… Да, я читаю владимирский Твиттер, потому что это тоже своего рода СМИ, я там очень много нового и актуального узнаю быстрее, чем на любых других сайтах.

- Как в преддверии выборов ты оцениваешь информационное пространство в городе?

  • Кто-то «нагнулся» вынужденно, кто-то с желанием, кто-то совсем-совсем без желания, кто-то пытается на эти темы отмалчиваться.. Меня, конечно, в этом вопросе больше расстраивает появление анонимных сайтов. Я уверен абсолютно, что информация должна быть авторской. Человек, который публикует что-то, должен хотя бы моральную ответственность нести за свои слова.
  • Но ведь согласись, мы когда работали на «Выборе33», тоже публиковали там материалы анонимно…
  • Мы публиковали анонимно, но внизу висело две фамилии — Алексей Шляпужников и Александр Елкин. По крайней мере было понятно, кто руководит этим всем, кто это делает, и к кому, если что, идти с претензиями. И ко мне ходили с претензиями. У проекта все равно было лицо, он был не анонимный. Сейчас же я вижу проекты — нет ни слова о команде, нет фамилии главного редактора, нет организации, которая этот проект издает… Но при этом мы прекрасно знаем, кто на этих проектах работает. Эти люди ходят на все мероприятия, они пишут в Твиттере, что это их проект. Но они боятся подписаться под собственным текстом. И когда я читаю тексты, я понимаю, почему они боятся это сделать. Потому что тексты абсолютно безответственные. Я надеюсь все-таки, что наш проект и проекты наших коллег более профессиональные. И степень доверия к нашим материалам, к материалам под которыми стоят фамилии журналистов, гораздо больше и выше.

- Про Владимир очень важный вопрос — ты неоднократно говорил, что любишь этот город и не хочешь отсюда уезжать.

  • Очень бы не хотел, да.

- И по прежнему не хочешь, да?

  • Не хочу, несмотря на то что, к сожалению, появляется такая перспектива. Возможно, появится необходимость через какое-то время покинуть город.

- Ну давай скажем, что это не в ближайшие месяцы…

  • Нет, нет, это не в ближайшие месяцы, это через год, два, три… Я же занимаюсь не только движением «Лебедь», я еще замдиректора «Трансперенси Интернешнл — Россия» (внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции «иностранного агента»). И мы очень много работаем не только во Владимире, но и в Москве, в Санкт-Петербурге, в Воронеже, в Калининграде, на Алтае, в Великом Новгороде и много-много где еще. И так получилось, что я замдиректора именно по региональному развитию. Надо усиливать эту работу в будущем и возможно мне придется изменить место жительства.

- Давай скажем, что это до конца еще не решено… Мне бы не хотелось, например, чтобы ты уехал, с тобой достаточно комфортно работать. Вопрос — у тебя же наверняка есть враги, да?

  • Нет.

- Нет? Ну, недоброжелатели?

  • Есть люди, которые меня могут считать врагом. Но абсолютно отсутствуют те люди, которых я считаю врагами. Это очень интересная позиция, я к ней пришел достаточно давно. Я ни с кем активно не враждую никогда. Я просто делаю то, что должен делать – как я считаю. Я никогда ни на кого не держу зла, я просто делаю выводы. Это совершенно безэмоциональный подход, он абсолютно рационален. Если я вижу, что человек, извините меня, какашка, если я вижу, что он делает очень неприглядные вещи, если я вижу, что он не руководствуется ни моральными, ни какими-то другими общепринятыми принципами, я просто вычеркиваю его из своего поля, вот и все.

- Ну знаешь, в Твиттере ты очень часто достаточно эмоциональные пишешь твитты…

  • Твитты — да, но это отношение ни к человеку, ни в коем случае. Это отношение к тому, что он говорит. Если порет кто-то чушь, я ему скажу — дружище, ты порешь чушь. Почему я должен это скрывать от него? А вдруг он сам не замечает?

- Помогаешь понять?

  • Я надеюсь, что я помогаю.

- Еще про Владимир вопрос — тебя устраивает город сам по себе, то, что в нем происходит? Сейчас дороги ремонтируют, какие-то изменения начались, ко Дню города мы готовимся…

  • К выборам мы готовимся в первую очередь. А поскольку мы готовимся к выборам, то у нас будет и День города с Газмановым и блэкджеком, и ремонт дорог, и все прочее. Я всегда очень надеюсь, что после выборов это не закончится и всегда очень сильно ошибаюсь, потому что после выборов это заканчивается. На самом деле, меня устраивают в городе в первую очередь люди. Потому что я вижу людей, которые готовы менять что-то, я вижу людей, которые имеют свое представление о городе, которые не боятся его высказывать. И пока у города есть такие жители, у города есть все шансы становиться лучше и лучше. Тем местом, где таким активным людям будет приятно и удобно жить.

- А есть во Владимире люди для тебя авторитетные? Наверняка есть. Кого ты можешь назвать, к чьему мнению ты прислушиваешься безоговорочно?

  • Безоговорочно я не прислушиваюсь ни к одному мнению, даже к своему. Потому что это костная позиция, она глупая совершенно. Есть люди, к чьему мнению я прислушиваюсь по различным вопросам — по политике, по журналистике…

- То есть, своих советчиков как таковых ты не можешь назвать?

  • У меня достаточно большой круг общения. От людей наподобие Зиновия Галинкина, который сидел в сталинских лагерях, который написал об этом замечательную книгу в нескольких томах… К его мнению можно и нужно прислушиваться, – по вопросам прав человека, например. Есть Людмила Ивановна Ешану, не скрою, я иногда звоню ей посоветоваться по поводу каких-то выборных вещей, потому что я в них не совсем большой специалист. Есть Петр Фокин, который подольше меня здесь живет, и вообще живет подольше меня, много чего знает, у него очень живой подвижный ум. Серега Головинов — то же самое… Большое количество людей, с которыми я общаюсь — я к ним прислушиваюсь.

- Это все наши большие вопросы, теперь блиц будет, не буду объяснять правила, ты сам все знаешь. Готов?

  • Да.

- Ты считаешь себя импульсивным человеком?

  • Да, естественно.

- Какое кино ты в последний раз смотрел в кинотеатре?

  • «Обливион».

- Назови самое главное качество, которые ты ценишь в людях.

  • Честность.

- Ты планируешь свою жизнь наперед? И если да, то на какой период, на какой срок?

  • Раньше планировал, никогда ничего не получалось, потом перестал.

- Сколько времени ты смог бы прожить в информационном вакууме?

  • Неделю. Это по опыту.

- В отпуске, вероятно?

  • Да.

- Следующий вопрос — где ты собираешься провести следующий отпуск?

  • Я думаю, что следующий отпуск у меня будет в марте, я собираюсь его провести там, где будет тепло.

- В детстве ты был послушным ребенком?

  • Нет.

- Есть жизненное кредо?

  • Ну да, как говорят многие наши интервьюируемые – «всегда!». Жизненное кредо для меня это прозрачность. Это моя миссия, это мое кредо — насаждение прозрачности повсеместно.

- И закончи фразу «Город Владимир это…»

  • Город Владимир — это город Владимир.
Back to top button