Черноглазов Игорь Алексеевич
Некоторые иронически называют Игоря Черноглазова «владимирским Церетели». Сравнение несколько натянутое – работы Черноглазова, находящиеся во Владимире, чего уж точно не вызывают – так это священного ужаса, как церетелиевские монстры. Но Черноглазов, безусловно, сегодня самый популярный скульптор Владимирской области и то, что он возглавляет областной Союз Художников, воспринимается как само собой разумеющееся – ну а кому ж еще, как не самому известному, но в тоже время находящемуся на творческом пике?
А между тем в славном городе Владимире Черноглазов появился не так уж давно – чуть более 20 лет назад. До этого была учеба в узбекском республиканском художественном училище им. П.П. Бенькова и Ташкентском театрально-художественном институте им. Н.А. Островского, работа в Переславле-Залесском и Дзинтари. В 1992 году Игорь Черноглазов переехал во Владимир, да так и остался здесь. Сегодня кажется, что Черноглазов работал в городе на Клязьме всегда – но, по его собственному признанию, «варягу от скульптуры» сначала приходилось настолько нелегко, что он подумывал бросить творчество, чтобы прокормить семью.
В одном из интервью Черноглазов рассказывает: «…Мне, можно сказать, повезло: на мою первую владимирскую выставку пришёл тогдашний градоначальник Игорь Васильевич Шамов. Так и заявил, что прибыл из любопытства, посмотреть, что за скульптор у нас завёлся. Посмотрел работы, задал вопрос: «Чем городу помочь можете?». Я предложил скульптурные симпозиумы устраивать. …Предложение моё в мэрии, в конце концов, приняли, но сначала проверку устроили. Дескать, у нас тут с 1965 года бюст композитора Танеева валяется, всё установить не можем: специалист не находится. Вот установишь, посмотрим, что ты за мастер, и стоит ли тебе симпозиумы доверять. Спроектировал постамент, вроде устроило всех, и началось моё продвижение». В 1994 году у Черноглазова уже была своя мастерская, а дальше, что называется, пошло – одними из первых работ приезжего скульптора, которые увидели владимирцы, стали скульптуры «Парение», «Поверженный воин» и «Виолончель», выставленные в Центральном городском парке. За ними последовали памятник Александру Невскому, мемориал «Скорбящие ангелы» в память о погибших в Афганистане, памятник ветеранам-чернобыльцам, скульптура Акима Мальцова в Гусь-Хрустальном…
Кстати, про скульптурные симпозиумы Черноглазов тоже не забыл – в 90‑е они проходили во Владимире регулярно. Меняться опытом, общаться, творить вместе приезжали мастера скульптуры из Москвы, Питера, Нижнего Новгорода, Мурома, Эрлангена и Хельсинки.
Работы Игоря Черноглазова сегодня можно увидеть не только на улицах, площадях и в парках Владимира – они есть в Государственном музее искусств в Узбекистане, собраниях Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Муромского историко-художественного музея, Государственном центральном музее современной истории России, а также в частных коллекциях в Узбекистане, Казахстане, Швеции, России, Венгрии, Израиле, Голландии.
Кстати, среди прочих наград и регалий Черноглазова есть и не самая обычная – премия ФСБ за 2007 – 2008 в области искусства (да, есть и такая!). Ее Игорь Алексеевич получил за памятник сотрудникам госбезопасности, погибшим при исполнении служебного долга. Он установлен в Нижнем Новгороде у института ФСБ. Интересующимся предлагаем посмотреть посвященный этому событию репортаж «НТВ».