Монумент в честь 850-летия города Владимира
На Соборной площади (бывшей площади Свободы) привлекает внимание оригинальный символ советской эпохи – памятник в честь 850-летия Владимира, если считать датой основания 1108 год, а основателем города – Владимира Мономаха.
Памятник представляет собой белокаменную стелу, у подножия которой сидят три бронзовые фигуры – воина, зодчего древних времен и рабочего XX века. Фигуры направлены в разные стороны. Над головой у каждого персонажа – тематические барельефы, изображающие важные события и ключевых героев истории Владимира.
Народные прозвища
Несмотря на монументальность 22-метровой юбилейной композиции, эти трое заслужили у владимирцев насмешливые прозвища: «три лентяя» (за то, что сидят, ничего не делают) и даже более злое «три дурака». Зато узнаваемый памятник доминирует на площади, и у него часто назначают встречи. Более уважительно по отношению памятнику говорят просто: «Встретимся у трех». Действительно, место не перепутаешь – другого такого сооружения нет.
Место
Интересно, что идея застолбить в этом месте пространство площади каким-то советским памятником возникла сразу после революции. Сначала здесь установили деревянный монумент со статуей Свободы (в честь Свободы переименовали и Соборную площадь). Его описывают то как обелиск, то как пирамиду. Так или иначе, Свобода выглядела ветшающей уже к середине 20‑х годов.
А там как раз созрел культ Сталина, и место свободы весьма символично заняла гипсовая фигура Иосифа Виссарионовича. Так что горюющим владимирцам было где собраться на траурный митинг по поводу кончины вождя в 1953 году. Уже в 1954 году гипсового Сталина с площади Свободы убрали. Говорят, он еще до 1962 года простоял у здания совнархоза (по улице Луначарского, 3).
Но опять же нашелся прекрасный повод для того, чтобы отметить площадь Свободы новым памятником: этими тремя фигурами, присевшими у стелы.
На 1958 год приходилось 850-летие города от официально принятой тогда даты основания – в 1108 году. И вот августе 1958 года и был заложен этот монумент, увековечивающий значительную дату. Памятник установлен по решению Владимирского горисполкома №35 от 15 января 1958 года: «О постановке памятника В.И. Ленину и монумента 850-летия города Владимира». Открыт монумент в 1960 году.
Авторы и фигуры
По-разному описывают форму белокаменной доминанты монумента: ее называют то стелой, то обелиском, то усечённой трёхгранной белокаменной пирамидой с вогнутыми внутрь сторонами. Общая высота монумента — 22 метра, а каждой из трех бронзовых фигур – 3 метра.
Авторами шедевра стали известные мастера – скульптор Дмитрий Рябичев и архитектор Алексей Душкин. Кстати, Алексей Душкин проектировал станцию метро «Площадь Революции» в Москве, украшенную как раз присевшими бронзовыми скульптурами.
Над монументом работали Мытищинский завод художественного литья и Владимирская научно-производственная реставрационная мастерская.
Фигуры держат каждый свой предмет: воин – меч, зодчий – капитель колонны, рабочий – модель трактора «Владимирец» типа ДТ-24, выпускавшегося в 50‑е годы.
Годами туристов и даже владимирцев донимает вопрос: кто же эти трое? И каждый раз знающие горожане объясняют, что это символические скульптуры, так сказать, обобщенные образы по трем темам истории Владимира. Фигура воина обращена в сторону Золотых ворот, зодчего — к древнему Кремлю и Успенскому собору, рабочего — в район заводов эпохи индустриализации.
Но безымянность скульптур, наверное, и породила насмешливые прозвища про лентяев и дураков. В 2013 году кто-то культурно подписал чем-то белым под ногами рабочего: «Немо». Все-таки хочется этих мужиков как-то назвать!
Барельефы
Между тем, белокаменные барельефы над головами сидящих символов вполне информативны, если присмотреться. А присматриваться приходится: состояние белого камня с годами ухудшается. Особенно пострадали от влаги и выхлопных газов сюжеты и надписи над головой рабочего. Эта сторона монумента всегда в тени, плохо просыхает.
Хронологически начинать экскурс в историю города надо с барельефов над головой зодчего на южной стороне, сохранившихся гораздо лучше. Сюжет верхнего барельефа: «Основание города в 1108 году Владимиром Мономахом». В медальонах портреты Владимира Мономаха и Андрея Боголюбского. Ниже проиллюстрированы барельефами две темы: «Древнее художественное ремесло» и «Владимирское зодчество».
Над головой воина верхний барельеф посвящен «Защите города от татаро-монгольского нашествия». В медальонах портреты Александра Невского и Дмитрия Пожарского. И еще два события ниже: «Въезд Александра Невского в город на великое княжение в 1252 году» и «Ополчение Дмитрия Пожарского, 1612 год».
Над головой рабочего на барельефах отражены события XX века. Очень плохо читается «Отправка отряда М.В.Фрунзе на помощь пролетариату Москвы, 1917 г.». Затем идут два медальона «Слава героям гражданской войны» и «Слава героям Великой Отечественной войны». Ниже почти не читается (выщерблено много букв) уже посвящение развитию промышленности в годы первых пятилеток. Лучше с этой стороны видно самое свежее по времени событие на этом памятнике: «Передача 150-тысячного трактора «Владимирец» колхозникам, 1957 г.»
Можно придираться к некоторым натяжкам: например, вспомнить, что отряд Фрунзе пошел в Москву в 1917 году из Шуи и Иваново-Вознесенска. Впрочем, оба города в 1917 году были в составе Владимирской губернии. А ополчение Пожарского в 1612 году обошло Владимир, не рассчитывая здесь на поддержку. Но хотя бы князь-то он суздальский. А в целом все по делу!
Защитники прежней даты
В начале 90‑х годов дата, которую подтверждает монумент на Соборной, подверглась пересмотру. Городские и областные власти отнесли основание города аж к 990 году. Основателем объявили Владимира Красное Солнышко, а не Мономаха. Эту версию даже подкрепили конным памятником Святому Владимиру в 2007 году — он стоит на смотровой площадке в парке Пушкина.
Многие историки считают новую версию основания города натянутой или мифической. До сих пор 1000-летняя древность Владимира не нашла археологических подтверждений: городского культурного слоя раньше XII века за годы раскопок не нашли даже в самой древней части города.
Так что трое сидящих на Соборной бронзовых мужчин вовсе не лентяйничают. Они словно защищают классическую версию об основании Владимира и представления советского времени об истории города.
Интересное совпадение. В 1995 году, с некоторым опозданием, город праздновал «Вступление Владимира во второе тысячелетие» (так, по понятным причинам, несколько расплывчато обозначили праздник). И на эту тему было даже распоряжение президента Бориса Ельцина. Но в том же 1995 году указом того же президента монумент в честь 850-летия Владимира был взят под государственную охрану. И правильно — а то и его бы снесли, не ровен час. Место там такое беспокойное для памятников.
Однако по состоянию на август 2013 года памятник 850-летию города выглядел запущенным. Кроме гибнущих барельефов (трещины, чернота от влаги и т.д.), в плохом состоянии ступени и плиты основания из темного мрамора. Они проваливаются и ходят ходуном под ногами. Реставрация назрела.