Владимирцы

Маркин Эдуард Митрофанович

Руководитель владимирской хоровой капеллы Эдуард Маркин – это такой Жозе Моуриньо среди местных деятелей искусства. Несомненный талант и организаторские способности сочетаются в нем с неистовой экспрессией, непримиримостью и нетерпимостью к мнению, несовпадающему с его собственным, и умением привлекать к себе внимание прессы не только творческими свершениями, но и многочисленными скандалами.

Но о скандалах чуть ниже, а пока все-таки остановимся на том, за что Эдуард Митрофанович получил звание Почетного гражданина города Владимира. 

Эдуард Маркин родился в 1941 году, а в 33 года, по исторически-религиозной традиции, обзавелся учениками – он основал и возглавил любительский хор Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В скором времени Маркину удалось создать и Театр хоровой музыки в здании владимирской Георгиевской церкви. Чтобы понять, сколько труда и моральных сил Маркину-старшему пришлось вложить в свое детище в те времена, достаточно знать, что в середине 70‑х Георгиевская церковь находилась в полуразрушенном состоянии, и вести речь о концертах и репетициях в этом помещении могли только законченные оптимисты.

Постепенно к «хору Маркина» – это общее название использовалось для маркинских хоровых коллективов, независимо от возраста и числа участников – пришло и признание. Сегодня хористов из Владимира знают и ждут на концертных площадках Германии, Италии, Испании, США – да проще сказать, воспитанники Центра хоровой музыки не побывали. Неудивительно, что в 1996 году Эдуард Маркин был удостоен звания Почетного гражданина города, да и на федеральном уровне его усилия не остались незамеченными – профессор Маркин удостоен и звания Народного артиста РФ. 

Но известность Маркина не была бы столь широкой, если бы не участие Эдуарда Митрофановича в многочисленных конфликтах – с областными чиновниками от культуры, городскими властями и даже с собственным сыном – руководителем губернаторского симфонического оркестра и Центра классической музыки Артемом Маркиным. Так, в 2008 году Маркин судился с департаментом по культуре обладминистрации – после того, как тогдашний директор департамента Владимир Балахтин уволил Маркина с должности директора Центра хоровой музыки. Чиновник объяснял это тем, что Маркину-управленцу мешает Маркин-творец, который то и дело без спроса (!) ездит с хором по стране и за рубеж. Эдуард Митрофанович назвал решение Балахтина «тотальным уничтожением культуры и своего народа в нашем регионе» и публично заявил, что спасти ситуацию может только смена действующей власти. Желаемого Маркин ждал больше, чем три года, но все-таки дождался.

Место Маркина-старшего на посту директора Центра хоровой музыки занял Маркин-младший, и это назначение послужило отправной точкой другого скандала – самого, пожалуй, драматического и одновременно необычного для сферы культуры областного центра. Смещенный, по его собственным словам, «до уровня художественного руководителя», Эдуард Маркин наотрез отказался подписывать трудовой договор, который предложил ему Артем Маркин. Документ, в свою очередь, был назван «кабальным» и ведущим к развалу маркинского детища в целом. Как удалось в свое время выяснить журналистам, реальным камнем преткновения в договоре стал пункт о выполнении т.н. госзаказа. И хотя Артем Маркин заявлял, что изначально тема госзаказа разрабатывалась его отцом, тот от этого открещивался и отождествлял подписание договора с официальным отказом от творческой деятельности. Впрочем, в сентябре 2009 года Маркин-старший все-таки подписал контракт, родители юных хористов и сами хористы облегченно выдохнули, а Эдуард Митрофанович в интервью «ТВ6-Владимир» уверил, что представлять события совсем недавнего прошлого как семейный скандал и тем более войну отцов и детей было бы в корне неверно:

«Очень четко продумана товарищем Балахтиным, директором департамента, продумана конструкция уничтожения, то есть поставлен на место директора центра мой сын и практически он стал орудием, управляемым орудием уничтожения дела родителей. И если пытаются выставить это как конфликт между сыном и отцом, то это буквально неправда. Он признался в одном разговоре, не со мной, что руководство поставило перед ним просто задачу – выбирай, или родители, или… он выбрал» (цитата с сайта «6tv.ru»).

Потом страсти на какое-то время поутихли. «Какое-то время» кончилось весной 2010 года, когда вместо Центра хоровой музыки был создан Центр классической музыки. Маэстро вновь забил тревогу, говоря о том, что чиновники разваливают его детище. Артем Маркин вновь успокаивал себя, отца и общественность заявлениями, что хуже не будет, а лучше – будет. В сентябре того же года Эдуард Маркин разорвал отношения с ЦКМ, ушел во Дворец творчества юных и забрал с собой часть учеников. В самом же ЦКМ решили хоровое направление не закрывать и продолжили набирать учащихся в камерный хор.

Сегодня Эдуард Маркин озабочен тем, что городские власти не могут дать его хоровой капелле статус юридического лица. Не помогло даже вмешательство вице-премьера Ольги Голодец, обратившейся с просьбой «посодействовать» к врио губернатора Светлане Орловой. Тем не менее, на концертной деятельности хористов это не сказывается – они продолжают удивлять Европу своим мастерством под руководством «Эдуарда Неистового». 

Back to top button