Общество

Быть или не быть Владимиру в учебнике истории?

Прослушать новость:

 

Единый школьный учебник по истории будет введен несмотря на критику и недовольство интеллигентной общественности, которая опасается, что эта книга станет, прежде всего, инструментом пропаганды, а не просвещения. При этом критику вызывает не только сам факт существования единого, «правильного», учебника истории, но и содержание. Выяснилось, что средневековая история Владимира почти не упоминается, то есть, опущена роль Владимиро-Суздальского княжества в истории становления российской государственности.

Цель клуба  «Спасский холм» –  формирование образа Владимира как одного из древних центров зарождения нашей государственности, поэтому тему места Владимирской земли в учебнике истории клуб не мог оставить без внимания. Заседание прошло двадцать первого числа:

 

 

Люди, которых интересует судьба исторического образования, придерживаются разных мнений относительно идеи введения единого учебника. Основным аргументом защитников единого учебника является факт, что регионы воспринимают историю Россия по-разному, у россиян нет ощущения страны как целого. Но при этом отсутствие ощущения целостности может быть продиктовано неадекватностью сочетания в одном государстве слишком разных этнокультурных образований, например, сочетание России и Кавказа.

Противники единого учебника опасаются идеологизированности, и их беспокойство оправдано, ведь политический компонент очевиден. Историко-культурный стандарт, специально разработанный документ, на основе которого и появится учебник, предлагает концепцию формирования российского государства, умещающеюся, если упростить, в три этапа: Московское княжество – Московское царство – Российская империя. Период до этих трёх шагов – недоразвитость, периоды после – деградация (опять же, если говорить упрощённо). То есть, империя – вершина в истории России, и, следуя логике, идеал, к которому надо стремиться, но это невозможно без авторитаризма, а в отдельных случаях и тоталитаризма… Есть над чем задуматься.

Решение о создании единого учебника уже принято, и теперь дискуссии идут вокруг содержания. Позиция владимирских историков и гражданских активистов ясна – Владимиро-Суздальское княжество играло одну из ключевых ролей в формировании российской государственности и отмахнуться от этого нельзя, о средневековой истории нашей земли должны знать российские школьники.

– Тот тип государства, который заложил Боголюбский во Владимире, потом приняли Москва и Петербург, если этого в учебнике указано не будет, тогда мы просто никто, – говорит историк Андрей Тихонов.

В ближайшее время участники клуба подготовят документ, который будет направлен рабочей группе, отвечающей за создание единого учебника. Эту группу возглавляет Сергей Нарышкин — председатель нынешней госдумы, выдающийся историк (сарказм). Суть документа – необходимость включения древнего Владимира в учебник.

На встрече клуба прозвучало мнение, что значение учебника очень преувеличено. По-моему, это мнение адекватно действительности. Если кто-то собирается с помощью учебника навязывать школьникам какие-то идеологические догмы, то у него ничего не получится. Так же ошибаются и те, кто думает, что кроме учебника истории школьнику неоткуда получить информацию о прошлом. Существует масскульт – историческое кино, компьютерные военно-стратегические игры, художественная литература, научно-популярные фильмы и много другое, что формирует информационный поток, в котором существует современный школьник. К тому же единый учебник уже дискредитирован в глазах общественности шумихой и скандалом вокруг него. Многие родители против этой книги, вероятно, что большинство школьников просто не будут верить единому учебнику и станут искать информацию в других источниках, это в лучшем случае… В худшем – просто плюнут на историю как на предмет.

 

Back to top button
Close
Close