Светлана Орлова официально вступает в права губернатора. В пятницу, 21 сентября, в облизбиркоме ей вручено удостоверение об избрании на этот пост. С понедельника, после инаугурации в драмтеатре, у земли Владимирской окончательно начинается новая жизнь – под женским руководством.
Ни разу до этого ни одна женщина не возглавляла Землю Владимирскую – ни город, ни княжество, ни губернию, ни область. Так что, как ни крути, а дни-то мы переживаем исторические.
Владимир – мужское имя. И на протяжении всей его истории в городе и на окружающей территории доминировали мужчины.
Однако женский каблучок и до 2013 года периодически очень ощутимо впечатывался в исторический путь владимирской власти. Иногда реально, иногда виртуально. Может, это было предвестие?
Есть повод вспомнить.
В княжестве
В княжеские времена во Владимире даже трудно было себе представить единоличное правление княгини. Бабушка легендарного основателя Владимира княгиня Ольга доказала, что это возможно. Но еще в Киеве. А во Владимире княгиням такой возможности не представилось. Лишь немногим удалось блеснуть, да и то в тени властных мужей.
Особенно история запомнила Марию Шварновну, – ясскую, то есть осетинскую жену князя Всеволода Большое Гнездо. Он, кстати, и стал Большим Гнездом благодаря жене, которая родила ему 12 детей, в том числе восемь сыновей, из которых четверо побывали потом на великокняжеском престоле. Но не только за это Марию Шварновну сравнивали с легендарной княгиней Ольгой. Она отличалась благочестием и мудростью, богато украшала церкви, основала Успенский Княгинин монастырь. В честь нее он и Княгинин. Но, в отличие от Ольги, не она пережила мужа, а наоборот. А то, кто его знает, как бы пошла политическая линия во Владимире дальше.
В губернии
Более ярких примеров влияния властвующих женщин во Владимире не припомнить вплоть до императрицы Екатерины Второй. Эта великая женщина буквально проездом побывала во Владимире, зато как результативно. И как много слышится теперь перекличек через время.
Сначала она сделала центры провинциальных русских городов такими, какими мы их видим сегодня: прямые улицы с каменными домами на месте деревянного «ветхого» жилья. Как тут не вспомнить задачу борьбы с ветхим жильем и подновление ектерининских фасадов во Владимире по указанию Светланы Орловой.
Императрица Екатерина возвращаясь из Казани в Петербург в июне 1767 года во Владимире сразу озаботилась главной ценностью – Успенским собором. Этот памятник несбывшейся империи Андрея Боголюбского вместе с его бывшей столицей Владимиром тогда совсем пришел в упадок. И Екатерина выделила 14000 рублей на реконструкцию. Тот шикарный иконостас, который сейчас в соборе, – он как раз от Екатерины Второй.
Ну и, конечно, державная гостья города не могла проехать мимо Золотых ворот, чтобы их не «усовершенствовать». Кто говорит, это байка, кто утверждает, что так и было: про застрявшую карету Екатерины в Золотых воротах. Якобы из-за этого инцидента по ее распоряжению с обеих сторон Золотых ворот и были прорыты проезды в валу, по которым мы до сих пор огибаем этот символ Владимира.
И вот снова диву даешься. Не проходит и 250-ти лет, как во Владимир приезжает Светлана Орлова. И возникает идея про усовершенствование Золотых ворот створками и пушкой. Дальше еще параллель. Будущая губернатор, бросая другие дела, лично идет в Успенский собор, волнуясь за качество его реконструкции.
Кстати, губернии тоже утвердила Екатерина. Предполагала ли она тогда, что губернатором когда-нибудь сможет стать женщина?
Вряд ли.
В губернские времена ярко проявляли себя некоторые жены губернаторов. Например, можно смело утверждать, что драмтеатр появился и развился благодаря женщинам из властной элиты.
Сначала, 165 лет назад, жена губернатора Донаурова убедила мужа, что пора завести во Владимире театр. И был построен первый театральный балаган и приглашены актеры. Потом жена предводителя дворянства Михаила Ильича Огарева, – актриса Александринского театра Александра Читау в 60‑е годы XIX века добилась большого творческого прогресса театра. И труппа вскоре пополнилась выпускниками Петербургской театральной школы.
Однако «пост номер один» что в губернии, что в губернском центре был все-таки сугубо мужской работой.
То же самое продолжалось и после революции. Хотя сколько-то женщин по некоей квоте всегда назначали-избирали в партийно-советские органы. Но во Владимире и области «первые лица» были мужиками.
В кино
А вот в виртуальном, вернее, киношном параллельном пространстве знаменитый сценарист и режиссер Глеб Панфилов в 1975 году поставил очень интересный, очень символичный эксперимент. В двухсерийном фильме «Прошу слова» он представил женщину – свою супругу знаменитую актрису Инну Чурикову – председателем горисполкома, то есть советским мэром.
Женщина во главе области – это было бы слишком нереальной фантазией в то время даже для маститого автора. А вот в небольшом придуманном старинном городе Златограде – это смотрелось прикольно, но представимо. Но главный прикол в том, что роль Златограда в фильме «Прошу слова» сыграл Владимир.
Своеобразная динамика советского «актерского» фильма той поры с неопределенным концом сегодня не всех очарует, особенно молодых. Но если всмотреться («Прошу слова» вполне доступно в интернете), многое в фильме подмечено точно.
Во-первых, Инна Чурикова в образе советского мэра Елизаветы Уваровой появляется в самых видовых местах Владимира: где-то в районе смотровой площадки у палат на фоне Успенского собора, у берега Клязьмы с видом на панораму кремля.
Светлана Орлова в этом году почти что первым делом направилась туда же – на видовые места древнего Владимира.
Даже некоторые ее предвыборные плакаты своими фонами напоминают кадры из фильма «Прошу слова».
Еще одна классно подмеченная в фильме деталь: героиня Чуриковой хочет сделать на своем посту во главе города что-то особенно масштабное, крупный проект. В фильме – это строительство моста, соединяющего части города. В реальном Владимире к моменту съемок эта проблема была уже решена большой целой плеядой руководителей-мужчин. Поэтому в фильме наш мост ловко не показывают.
Но там еще есть диалог интересный в начале. Прежний, «снятый», председатель горисполкома (его играет Леонид Броневой) собирает вещички в кабинете, уступая его даме. Не злится на нее, но явно расстроен. Она рассказывает ему про свою мечту о мосте – стратегическом проекте на годы вперед . А Броневой с горькой иронией охлаждает ее пыл: напоминает, что сам возглавил город с идеей гипер-проекта – построить большой стадион. И столько сил положил на этот стадион, что теперь из-за него и вынужден уходить с поста.
Тут сразу ассоциации с проектами-гигантами, которые инициирует во Владимире Светлана Орлова: например, речь идет о реконструкции Вокзальной площади и строительстве набережной. А набережная, с учетом прохождения железной дороги вдоль Клязьмы – это не удалось еще ни одному руководителю для нее. Мужики ведь работали. До Екатерины тоже никто из градоначальников ведь не смог нормальный иконостас в Успенском соборе поставить!
А еще Светлана Орлова намерена построить современный аэропорт, скоростную линию железной дороги. Так что это большая традиция – входить в региональную власть с чем-то особенно весомым на перспективу.
В современной реальности
Вот собственно и все, что удалось припомнить из женского опыта во владимирской власти. Наверное, новая Россия дала женщинам больше шансов на самые высокие посты – в регионах, как минимум. Можно вспомнить о Маргарите Малаховой во главе горсовета. Но это всё-таки не самый первый пост в городе тогда был.
Кто-то подсчитал, что Светлана Орлова стала третьей женщиной губернатором в России. Ну а для владимирцев она стала все-таки первой женщиной-губернатором.
И это мы еще не проходили.