ЖизньИстория города

Октябрь 1913-го: как встречали Митрополита и что подрывало нравственность

Время летит удивительно быстро — сегодня, например, снова понедельник, недели как не бывало. Недели складываются в месяцы, месяцы в годы, годы в десятилетия, десятилетия в века… И вот мы уже листаем газеты столетней давности, вчитываемся в строчки на пожелтевшей бумаге, стараясь представить, как жилось нашим предшественникам на владимирской земле.

Из изданий, которые выходили в 1913 году, в архивах библиотеки им. Горького сохранилась подшивка «Владимирских епархиальных ведомостей». В одном из октябрьских номеров вышла большая статья о визите Митрополита Московского и Коломенского Макария на родину – в село Шапкино Ковровского уезда. Его приезд стал важным событием для жителей Владимирской губернии, и в «Епархиальных ведомостях» об этом написали очень подробно. Мы опубликуем начало этой статьи, о том, как встречали Владыку на станциях по маршруту следования.

Отметим, в 2000‑м году Митрополита Макария причислили к лику святых.

10.13 1

«Посещение Высокопреосвященнейшим Митрополитом Московским и Коломенским Макарием села Шапкина, Ковровского уезда (7 – 9 сентября сего года)», статья в номере от 12 октября 1913 года.

Вести о намерении Высокопреосвященнейшего Митрополита Макария посетить свою родину — село Шапкино Ковровского уезда, ко дню храмового в этом селе праздника — Рождества Пресвятой Богородицы – получены были во Владимире в августе месяце и радостною волною пронеслись отсюда по пути следования Высокопреосвященнейшего Владыки Митрополита до города Коврова, откуда он должен был следовать на лошадях, и от Коврова до Шапкина, вызвав у населения высокий подъем религиозного чувства.

6 сентября Его Высокопреосвященство, в сопровождении протодьякона А. Здихавского и 2‑х иподьяконов, в особом, предоставленном ему Управлением Нижегородской железной дороги, салоне-вагоне с дневным поездом выехал из Москвы, направляясь к городу Коврову. В г. Владимире Его Высокопреосвященство встречали: Высокопреосвященный Архиепископ Николай, Преосвященный Викарий Юрьевский Евгений, Ректор семинарии, Епархиальный наблюдатель, члены консистории, соборное и городское духовенство и множество народа, жаждавшего видеть Великого Святителя и принять его благословение.

При колокольном звоне в соборе и городских церквах подошел к станции поезд, с которым следовало Его Высокопреосвященство. Высокопреосвященный Архиепископ Николай, в сопровождении Преосвященного Викария и представителей духовенства, тотчас же взошел в вагон и приветствовал Владыку Митрополита, представив ему сопровождавших его лиц и просил преподать благословение всем бывшим на платформе. Милостиво беседуя с Архиепископом, Его Высокопреосвященство вышел на площадку вагона, откуда, преподав общее благословение, благословлял затем и подходящих к нему, пока не тронулся поезд. Мощным, одушевленным «Ис полла эти, деспота» («многие лета владыке» в переводе с древнегреческого, – прим. редакции), было встречено собравшимися общее благословение Владыки Митрополита, мощным восторженным «ис полла» все присутствующие провожали Владыку и при отходе поезда…

При колокольном звоне в монастыре и селе подошел поезд к станции Боголюбово и отошел от нее, здесь на платформе находилась старшая братия Боголюбова монастыря и немало народа, которым Его Высокопреосвященство, за краткостью остановки, преподал из окна общее благословение. Такое же благословение преподавал Его Высокопреосвященство и на каждой станции, как скоро усматривал собравшийся народ. Когда поезд подошел к ст. Ковров, обширная платформа ее была переполнена встречавшим Владыку Митрополита народом настолько, что с большими усилиями можно было провести его представителям власти городской, гражданской и духовной в станционное помещение. Как только Владыка показался из вагона, вся эта тысячная радостная масса, как один человек, обнажила головы. Владыка преподал общее благословение, послышалось восторженное «ис полла», при пении которого он и проследовал в вокзал, также до тесноты переполненный народом…

10.13 2

Во «Владимирских Епархиальных новостях» регулярно печатались различные доклады и отчеты. Вот один такой – «Ревизионной комиссии Епархиальному Съезду по Епархиальному приюту престарелых и больных духовного звания». Текст доклада был напечатан в номере от 19 октября 1913 года.

Епархиальный приют престарелых духовного звания открыт в память двадцатипятилетия царствования Благочестивейшего Государя Императора Александра II-го, имеет свой деревянный дом по переулку Большой и Троицкой улиц на земле, уступленной Боголюбовским монастырем. Дом этот еще довольно крепкий, удовлетворяющий потребностям жилого помещения. В нем живут: 2 священника, 1 дьякон, 8 псаломщиков и 1 из монастыря пребывающий в Боголюбовской часовне.

Помещения дома содержатся в приличном виде. Стол призреваемых ведется питательный и разнообразный соответственно времени года и дням недели. Несмотря на дороговизну пищевых продуктов, старцы не лишены удовольствия здесь питаться молоком и мясом.

Средства приюта составляются из процентов с капитала и из пожертвований духовенства Епархии. Капиталы хранятся в Отделении Государственного Банка и на книжке Сберегательной кассы, на непредвиденные расходы отчисляется незначительная сумма. Поступления и расходы своевременно вносятся в шнуровую книгу. По статьям расхода имеются счета и расписки. Приходорасходная книга ежемесячно свидетельствуется членами Совета, о чем делаются особые надписи. С января по июль текущего 1913 года на содержание приюта поступило: билетами 2 000 руб., наличными 2 810 рублей 21 копейка, включая в это число остаток от 1912 года; израсходовано 2 433 рубля 11 копеек. Таким образом в настоящее время приют имеет в своем распоряжении билетами 57 600 рублей, наличными 377 рублей 10 копеек…

10.13 3

Или вот еще один интересный доклад, опубликованный в том же номере: «Во Владимирский Епархиальный Съезд – Комиссии по вопросу о поднятии религиозно-нравственного состояния населения Владимирской епархии». Служителей церкви очень беспокоили настроения в обществе, но повлиять на ход событий они, как известно, так и не смогли.

Волны «освободительного движения» 1905 – 1906 г.г. дошли и до сельского населения, немало в сельской жизни появилось тогда бессмысленного своеволия и разнузданных страстей. Но, по наблюдению народной жизни пастырями, нельзя сказать, чтобы эти волны затихли здесь в настоящее время. Хотя теперь и наступила, сравнительно с прежним, давно пережитым бурным временем, тишина, тем не менее, время от времени, местами среди сельского и фабрично-заводского населения все еще появляются мнимые устроители общего народного блага, которые все еще продолжают волновать народ распространением нелегальной литературы, даровой раздачей брошюр, листков антирелигиозного содержания, явно рассчитанных на ослабление устоев веры и нравственности в народной жизни, на подрыв связи прихожан с пастырями и доверия к ним.

И наш народ, не вразумленный печальными уроками недавнего прошлого, все еще не прочь послушать непризванных учителей, все еще не прочь почитать листки, брошюрки, обещающие, помимо Св. Церкви, всевозможные блага. В особенности всем этим интересуется современная крестьянская молодежь и преимущественно та, которая уходит на отхожие помыслы, где, при непосредственном столкновении с мнимыми радетелями народного блага, естественно увлекается их заблуждениями. Заразившись на стороне такой цивилизацией, эта полуграмотная молодежь, по возвращении на родину, начинает тому же поучать и деревню. И теперь во многих приходах, по сообщению нашего духовенства, народ охладевает к Св. Церкви, в его жизни явно обнаруживается нарушение исконных начал св. веры и благочестия… В некоторых местах народ крайне груб, дерзок, непочтителен, иные пред священниками держат себя вызывающе. В нравственной жизни замечается крайнее своеволие молодежи, непочтительное отношение к старшим, к родителям, стремление к наживе легким, нелегальным путем, крайняя неприязнь к имущественным классам, пьянство, доходящее за последнее время до ужасающих размеров, разврата и т.д.

Таким образом, отхожие промыслы, нелегальная литература, пропаганда рационалистического сектантства (баптизма, основным положением которого является «спасение от веры — независимо от дел»), нетрезвая жизнь, поддерживаемая распространенной тайной торговлей водкой — все это в значительной степени подрывает религиозно-нравственное состояние населения епархии…

Комиссия находит благопотребными в данное время следующие средства.

Обращение всего православного русского народа с особым молитвенным к Господу Богу ходатайством об укреплении его в началах св. веры и нравственности, изложенное в особой молитве, преподанной Святейшим Синодом.

Образцовая во всех отношениях жизнь православного духовенства, как необходимое условие действенного религиозного-нравственного влияния на народ; неослабная религиозно-просветительная пастырская в народе деятельность: проповедуя слово евангельской истины благовременно и безвременно, каждый пастырь должен зорко следить за возникающими время от времени в его приходе духовными запросами, идти к их удовлетворению, причем необходимо, чтобы к приходскому священнику возможно ближе стоял его прихожанин и чаще обращался к нему непосредственно во всех жизненных вопросах…

Комиссия, наконец, признала неотложно необходимым ходатайствовать в подлежащем порядке от имени Съезда о закрытии базаров, установленных по многим селениям в воскресные дни, об устранении народных представлений и увеселений в электрических театрах, цирках и т.п. накануне воскресных и праздничных дней по городам, ровно как и ходатайствовать о безусловном воспрещении праздниками работать на фабриках и заводах, так как через все это народ, особенно молодое поколение, отвлекается от посещения храмов Божьих…

Back to top button