Альми Инна Львовна
Читая книгу «Внутренний строй литературного произведения» – сборник статей Инны Львовны Альми, удивляешься каким лёгким и понятным языком написан научный текст, какой глубокой эрудицией и безукоризненной логикой обладает автор. Для Российской филологии Инна Львовна – личность масштабная, даже не страшно сказать – титаническая. Почти за пятидесятилетний период преподавания на филологическом факультете Владимира она вложила знания в головы сотен учителей литературы и русского языка. Три её монографии и более шестидесяти статей являются источниками для множества научных трудов. Качество её работ признано не только в России, но и в мире. Альми – блестящий специалист по творчеству Достоевского, Булгакова, Баратынского, Пушкина, Ахматовой, Чехова, Пастернака.
Современная российская наука кишит интеллектуальными посредственностями, для которых защита диссертации – это всего лишь движение по карьере, приземленные амбиции возглавить какую-нибудь кафедру, факультет или целый вуз, если повезёт. Такие люди без зазрения совести воруют чужие труды, и в лучшем случае делают рерайт, а в худшем – нагло берут целые куски из работ и даже не ссылаются на источники.
Инна Львовна – человек других идеалов. Для неё филология – это не просто исследование сложных механизмов и глубоких идей художественной литературы, это и возможность лично прикоснуться к великому искусству, понять мир вокруг себя через погружение в смыслы, заложенные гениальными авторами, и тем самым приблизиться к недостижимой вселенской истине. Без поиска в каждом слове и каждой фразе отзвука или отблеска этой истины не может быть настоящей филологии. «Если литературоведческая работа только литературоведческая, то лучше бы её и не было» – сказал когда-то Инне Львовне её научный руководитель Дмитрий Евгеньевич Максимов, поэт и учёный. Альми навсегда запомнила эти слова.
Удивительно, но с литературой жизнь Инны Львовны была связана ещё до профессиональной филологии и даже до того как она научилась читать. Дело в том, что «Альми» – это писательский псевдоним отца. Лев настоял, чтобы дочери присвоили его литераторское имя в качестве фамилии.
Папа Инны Львовны был отчаянным романтиком, в молодости он бросил Советский союз и уехал в Палестину созидать еврейское государство и воплощать в жизнь идеи подлинного (не советского) коммунизма. Конечно, эта мечта быстро перегорела в молодом человеке, и он отправился путешествовать по Европе. В Польше встретил девушку Сару, она стала его женой. Обида на советских коммунистов постепенно прошла и пара решила вернуться в Союз, что было не просто. По каким-то бюрократическим причинам Сара попала в страну советов первой и, приехав в Ростов-на-Дону к родителям мужа, стала ждать Льва. Но в Союз его не пускали, возвращение на родину постоянно откладывалось и вовсе не состоялось. На момент приезда Сара уже носила ребёнка. Инна Альми родилась 16 января 1933 года. Отца не видела никогда. Как рассказывает сама Инна Львовна, приезд мамы в Союз спас всех троих. Лев в отличие от Сары мало походил на еврея, поэтому смог выжить в период войны и оккупации Польши. Если бы семья осталась вместе на оккупированной территории, все трое сгинули бы.
Но и Союз не был безопасным местом. Альми помнит, как немцы бомбили город, одна из атак случилась в день похорон её деда. Долгое время семья Инны Львовны, состоящая из одних женщин – бабушка, мама и две тётки, находилась в эвакуации. Альми помнит забитые беженцами дороги, отступающую красную армию, которая шла не позади гражданских, а впереди.
Война закончилась, семья вернулась в Ростов-на-Дону. Начались учебные годы, Альми не любила школу, была домашним ребёнком и плохо общалась с грубоватой пролетарской детворой. В то время и вспыхнула её любовь к литературе, она уходила в книги от детских невзгод. Это и определило последовавший выбор профессии. Инна Львовна закончила факультет Русского языка Педагогического института Ростова-на-Дону. Студенческие годы были счастливым временем, но время историческое было сталинским и страшным. Альми не раз становилась свидетелем несправедливости руководителей института страдавших от политической паранойи.
После учёбы Инна Львовна преподавала в сельской школе, потом уехала в Ленинград, где с 57-го по 60-ый обучалась в аспирантуре педагогического университета имени А.И. Герцена. Её учителем был выдающийся литературовед профессор Дмитрий Максимов. Кандидатскую диссертацию Альми защитила по теме «Лирика Е.А. Баратынского».
На филологическом факультете Владимира Инна Львовна начала работать в 1966-ом. В 2001-ом ей присудили докторскую степень за многочисленные работы по теме «Внутренний строй литературного произведения: на материале русской классики».
Сегодня профессор Инна Альми уже не работает, когда ей исполнилось восемьдесят, она решила прекратить преподавательскую практику.
В феврале этого года на концерте в честь юбилея профессора были показаны пролог и эпилог фильма «На дороге истории» – это видеомемуары Инны Львовны Альми. Она рассказывает о начальном периоде своей жизни – о периоде становления личности. Мемуары состоят из пяти глав: Истоки и корни, Война, Сталинское лихолетье, Сельская школа, Аспирантский круг.