В фокусе выставки – жизнь и быт простых владимирцев в 1940-ые – 1950-ые годы. Всем известно, что это очень нелёгкий период в истории России. Сначала страшная и разорительная война, потом тяжелейшее послевоенное восстановление. В нашем краю не было боёв Великой отечественной, Владимир находился в тылу, но общее тяжёлое социально-экономическое состояние страны в военные годы и первое послевоенное десятилетие отражалось на каждом городе Советского Союза.
Десятки экспонатов и сотни фотографий позволяют почувствовать атмосферу того времени и увидеть крошечные эпизоды из послевоенной жизни владимирцев.
«Наш город запущен грязен и ухабист» – так охарактеризовал Владимир в октябре 1944-го года первый секретарь обкома ВКП(б) Г. Пальцев. И он был абсолютно прав. В первые годы 40-ых все основные производственные и людские силы были задействованы для нужд фронта. В период войны во Владимире вообще не велось гражданское строительство и работы по благоустройству города.
Только в апреле 45-го было принято решение «О проведении работ по благоустройству города». В июле начали асфальтировать улицы, использовали для этого разбитый московский асфальт, который уже был в употреблении. Первым делом отремонтировали центральную улицу, которая тогда была частью дороги «Москва-Горький» (ныне Нижний Новгород).
Взялись и за объекты культурной жизни. Отремонтировали и перестроили помещения кинотеатра «Художественный», драмтеатра, зала филармонии в бывшей Пятницкой церкви. Параллельно занимались спортивными объектами, был заново отстроен стадион «Локомотив», в 49-ом начинается возведение стадиона «Торпедо», которое закончилось в июле 52-го.
В конце 40-ых был выдвинут лозунг «Украсим наш город садами!». У Никитской церкви был устроен сквер Первомайский. На месте бывшего патриаршего сада появился Сад имени союзных республик. О его закладке решение было принято на Всесоюзном слёте юных садоводов, который проходил во Владимире в марте 48-го года.
В 50-ые годы значительно увеличился автомобильный поток, встал вопрос о строительстве железобетонного моста через Клязьму. Старый деревянный мост требовал постоянного ремонта, был нерабочим весной во время паводка, так как снимался деревянный настил. Новый мост строили с 55-го по 60-ый год.
Началось полномасштабное строительство жилых и общественных гражданских зданий. В 47-ом немецкие военнопленные завершили строительство здания МВД. В 47 – 49 гг. ведётся застройка центральной улицы многоквартирными домами, строится улица Горького. В начале 50-ых за селом Доброе (ныне район города) создаётся посёлок кирпичного завода. В это же время появляется посёлок Энергетик. Во Владимире создаются дома культуры – ДК ВТЗ, ДК ВХЗ, другие здания культурного, образовательного и общественного назначения – кинотеатр «Мир» (1958), гостиница «Владимир» (1955), Здания строительного (1950) и машиностроительного (1955) техникумов.
В первое послевоенное время развивается городской общественный транспорт. Возобновляется автобусный маршрут «Ямская – Автоприбор», затем появляется второй маршрут: Центр – Тракторный завод. 7 ноября 52-го года был пущен первый троллейбус по маршруту «кт Буревестник – Химзавод». К 59-ому году во Владимире было уже 4 троллейбусных маршрута. Появились первые легковые такси – «победы». В 52-ом началось регулярное автобусное сообщение с Москвой, так же начали совершать поездки от города до столицы легковые такси ЗИС-110.
С 49-го года во Владимире появляются декоративные скульптуры из цемента – различные вазы, фигуры рабочих, физкультурников и т.д. Их изготавливали учащиеся и выпускники Художественно-ремесленного училища.
В 50-ые началось расселение людей из барков, общежитий, коммунальных квартир в отдельное жильё. Совет министров СССР принял постановление: «О развитии жилищного строительства в СССР». В 58-ом году началась газификация Владимира. У горожан появилась бытовая техника – газовые плиты, пылесосы, холодильники и первые стиральные машины.
Так в течение двадцати лет наш город приобрёл очень знакомые современным владимирцам черты.