История городаСтроенияТерритории

Ликеро-водочный завод «Владалко»

В старину даже промышленное здание могло стать украшением улицы. Ярким примером тому может служить первый и самый крупный завод города Владимира до революции – ликероводочный, на улице Большой Нижегородской, 62. Завод известен в наше время под названием «Владалко», выпускает продукцию с 1901 года.

Изначально это один из легендарных казенных винных складов, возникших на рубеже XIX и XX веков в России по замыслу мудрого министра финансов Сергея Витте. Он ввел винную монополию, памятниками которой и стали во многих городах страны вот такие склады-заводы. И всё ради контроля за продажей алкоголя и пополнения бюджета за счет акцизов.

1 августа 1898 года было образовано Владимирское Акцизное управление и началось строительство трех винных складов во Владимирской губернии – кроме губернского центра еще в Александрове и Муроме.

На тот момент во Владимире не было крупных предприятий, в отличие от других городов губернии – Иваново-Вознесенска, Орехово-Зуева и Коврова. Владимир тогда был губернским городом чиновников, тюрем, воинских частей и церквей. И наконец-то появился серьезный завод – водочный, государственный.

Строительство и оборудование завершилось в мае 1901 года, а с 1 июля продажа алкоголя владимирской марки через казенный склад пошла! Для этого в губернии открылись 320 казенных винных лавок.

Так за короткий период по всей России появились казенные винные склады. Отсюда и схожесть большинства их зданий. Как и в других городах, во Владимире это даже не одно здание, а целый комплекс сооружений.

У Владимирского завода много общего и с Александровским, и со знаменитым московским «Кристаллом», и с иркутским ликероводочным заводом.

И все-таки индивидуальные особенности есть. Ведь ради государства и контроля за водкой были привлечены лучшие творческие силы архитекторов. Над проектом винного склада во Владимире работал Петр Густавович Беген (1863 – 1917), последователь русского стиля в зодчестве, владимирский губернский архитектор в 1900 – 1908 годах.

В январе 2013 года был повод отметить 150-летие со дня его рождения, Петр Беген также украсил Владимир городским музеем на улице Большой Московской. Тот же красный кирпич, тот же псевдорусский стиль!

Обычно такие казенные склады строили на окраинах городов, так было и во Владимире.

Однако за прошедшие годы первый авторский вариант здания изменился. На дореволюционном фото из фонда Владимиро-Суздальского музея-заповедника мы видим, что средняя часть казенного винного склада сначала была двухэтажной.

Казенные винные склады сразу попали в число местных достопримечательностей и украсили дореволюционные городские открытки (см. коллекции этих открыток в интернете). В Калуге, например, «Ансамбль казенного винного склада» считается охраняемым объектом культурного наследия.

После революции «склады» превратились в ликероводочные заводы. Владимирский завод испытал на себе все противоречия государственной политики, как и отрасль в целом. А государство то развивало спиртпром, то норовило ввести «сухой закон».

Первый раз «сухой закон» в России ввели уже в 1914 году на время войны. Его действие продлили даже большевики. Только в 1923 году производство и торговля спиртными напитками были вновь разрешены.

А в 1937 году на всех водочных заводах СССР введены унифицированные рецептурные стандарты. Так что вплоть до краха СССР большим разнообразием этикеток ликероводочная продукция не отличалась.

Владимирские историки В.Будников и А.Пантелеева в 2010 году опубликовали исследование о работе Владимирского ЛВЗ в годы Великой Отечественной войны. Очень интересно!

Во время войны между производителями водки распределялся фронтовой заказ на те порции, которые выдавали солдатам. Армия ежемесячно потребляла 43 – 45 железнодорожных цистерн водки!

Однако Владимирский ЛВЗ сразу фронтового заказа не получил. Зато в октябре 1941 года по спецзаданию Комитета обороны города Владимира завод начал выпуск противотанковых бутылок с горючей смесью. И всего в 1941 году во Владимире было выпущено 28 тысяч бутылок «коктейля Молотова»!

Однако и в войну завод старался своими силами выпускать водку и прочий алкоголь. Но были перебои с поставками сырья. В 1942 году простой составил 136 дней. И лишь в 1943-ем владимирский ликероводочный был включен в число предприятий, обслуживающих фронт. В том же году рабочие ЛВЗ влились в строительство тракторного завода.

27 апреля 1943 года трудовой коллектив ликероводочного принял решение отработать на строительстве ВТЗ не менее трех дней. А были еще и воскресники на ВТЗ!

В социалистическом соревновании в 1944 году завод занял 3‑е место по Наркомату пищевой промышленности.

Владимирский ликероводочный выстоял не только в войну, но и во время очередного «сухого закона» 1985 года.

Простои на производстве в мирное время участились после перестройки – из-за непростых отношений с госорганами.

Например, в 2006 году «Владалко» был вынужден простаивать из-за несвоевременного снабжения акцизными марками.

Тревожным для потока продукции, чрезмерное употребление которого вредит нашему здоровью, стал и 2013 год. Деятельность «Владалко» была на несколько месяцев приостановлена «Росалкогольрегулированием». Это произошло из-за спорных расхождений в отчетности предприятия. В проблеме пришлось разбираться и врио губернатора Светлане Орловой, только что вступившей в эту должность.

В 90‑е годы алкогольный рынок поразил разнообразием новых марок и названий алкоголя. В те годы владимирский завод отличался историческим уклоном при выпуске новых водок.

Например, появились водки «Великий князь Владимирский», «Князь Серебряный». Особенно впечатлила многих потребителей водка «Чайковский». По этому поводу даже отметился известный композитор и острослов Никита Богословский.

Была даже его реплика в газете «Труд» под заголовком «А вы пили Чайковского?»: «Я зашел в продуктовый магазин и сразу увидел портрет П. И. Чайковского. Очень похожий, тщательно выполненный – на бутылке высокой, белого матового стекла. С факсимиле самого Петра Ильича, чтобы народ не спутал его образ с каким-нибудь другим классиком. А поверх факсимиле четкими красными буквами выделялось до боли родное: «ВОДКА».

Я несколько удивился такому способу увековечивания имени нашего российского гения, но надпись на бутылке мне все объяснила. Вот она: «Музыка Чайковского, имеющая глубокую связь с русской культурой, отражает ее красоту и лиричность (чью – культуры? – Н.Б.). Симфонии, оперы, балеты Чайковского известны всему миру».

Все правильно, кто ж станет спорить? А вот далее следует объяснение, почему именно этому сорту водки присвоено имя Петра Ильича: «Водка «Чайковский», чистая и превосходного качества, имеет подлинный вкус русского гостеприимства. Изящная и нежная мелодия – это водка «Чайковский»».

«Насладившись» цитированием надписей на бутылке, Никита Богословский в качестве постскриптума добавил цитату «Пошлость и глупость – родные братья» (Ламартин).

Так или иначе, а «Чайковского» и различных «Князей» в ассортименте «Владалко» уже нет. Но водка «Владимирская» – есть. В рекламных текстах администрация завода упирает на столетние традиции, не забывает добавить про современные технологии и оборудование. Новинки, видимо, хорошо приживаются в старых стенах творения архитектора Бегена.

В декабре 2012 года во Владимир на любительский хоккейный турнир приезжала финская команда. Говорят, хоккеистов из Суоми очень порадовала экскурсия на ликеро-водочный завод.

Что же их так привлекло? Наверное, финны высоко оценили старинную архитектуру казенного винного склада!

В 2015 году здание передали Федеральному казначейству. После капитального ремонта в нем будет находиться резервный центр обработки данных.

Back to top button