ВладимирцыИстория

Афанасий Ковровский (Сахаров)

В советское время автобиография святителя Афанасия «Этапы и даты моей жизни» распространялась в самиздате наравне с «Архипелагом Гулагом» Александра Солженицына, рассказами Варлама Шаламова. Автобиографию знали не только в среде верующих, но и в кругах интеллигенции. Для простого человека в простое время этап жизни – это всего лишь определённый период. Но у святителя «этап» носит более тяжелую нагрузку, потому что в краткой автобиографии перечислено более шестидесяти мест заключения, через которые прошёл Афанасий Ковровский – это тюрьмы, ссылки, этапы. «Этапы и даты моей жизни» Афанасий написал в 1954 году, когда находился в Зубово-Полянском доме инвалидов в Мордовии. Краткие строки автобиографии показывают всю боль, которая сопутствовали жизни святителя.

28 октября – день смерти Афанасия Ковровского (Сергея Григорьевича Сахарова).

Взросление

Сергей Григорьевич Сахаров родился в 1887 году в Тамбовской губернии. Почти сразу семья переехала во Владимир. Сергею не было и двух лет, когда умер его отец, мальчика воспитывала мать Матрона Андреевна, она посвятила сыну всю жизнь. Кроме учёбы мама помогала Сергею освоить навыки, которые потом (в тюрьмах) очень пригодились ему, например – шить, вышивать, вести хозяйство.

Сначала Сергей учился в Шуйском духовном училище, потом поступил во Владимирскую семинарию. Там будущий святитель руководил кружком проповедников. Это было время духовного становления. В 1908 году Сергей закончил семинарию и поступил в Московскую духовную академию.

В октябре 1912 года Сергея Сахарова постригают в монахи. Он принимает имя святителя Афанасия.

Служба в первые годы советской власти.

В 1917 году иеромонах Афанасий был избран от владимирских верующих делегатом на Всероссийский поместный церковный собор. Там святитель Афанасий вошёл в комиссию по канонизации святых «в земле российской просиявших». Вместе с профессором Петроградского университета Борисом Александровичем Тураевым он начинает писать «Службу всем святым в земле российской просиявшим». После смерти Тураева Афанасий продолжает работу самостоятельно, и написание этой книги становится главным делом его жизни.

В 1921 году святитель Афанасий становится епископом Ковровским, но позже он уже окормляет всю Владимирскую губернию. В это время начинается закрытие храмов, большевики пытаются создать некую «живую церковь», святитель Афанасий не принимает её.

В одной из проповедей, он говорит:

– Я знаю единую святую соборную и апостольскую церковь, эта церковь была и есть Бога жива. 

Конспект проповеди был приложен к следственному делу как один из элементов обвинения, предъявленного святителю Афанасию советской властью.

В 1922 году Афанасия арестовывают и запирают во владимирской тюрьме. Прихожане Троицкой церкви, в которой Афанасий служил, когда были закрыты почти все храмы Владимира, просят освобождать епископа, хотя бы на некоторое время, чтобы он мог проводить богослужения в церкви.

Тюрьмы

Уже находясь в заключении, Афанасий Ковровский во всех документах продолжает называть себя епископом. Это говорит о том, что он чётко понимал, что его ждёт впереди. В удостоверении, выданном ему в тюрьме в 1925 году, он не стал писать «Афанасий Сахаров», преуменьшая свою значимость, он пишет чётко «Епископ Афанасий Сахаров». И этим он подписался под десятилетиями лишений, которые готов перенести, но не отречься от веры, от сана.

Следствие по делу Афанасия Сахарова было многотомным, обвинения, конечно, надуманные – связь с Ватиканом, связь с белогвардейским подпольем на Украине.

Афанасия поддерживали близкие и друзья, прежде всего, поддерживала мама. К матери святитель написал самые проникновенные письма, но обращаясь к ней, он обращался ко всем своим духовным чадам.

В 26-ом году из владимирской тюрьмы:

«…А тюрьмы нам нечего бояться. Здесь лучше, чем на свободе, это я без преувеличения говорю. Здесь истинная православная церковь. Мы здесь взяты в изолятор во время эпидемии. Тяжело положение тех православных пастырей, которые сейчас, оставаясь на свободе, несут знамя православия. Помоги им, Господи! Их крест тяжелее креста тех, которые в тюрьмах. Они в большей степени нуждаются в помощи православных мирян. И я усердно прошу православных владимирцев всемерно поддерживать православных пастырей, заботиться о них, беречь их»

В 1927-ом году святитель Афанасий попадает на Соловки. Там он провёл 4 года 2 месяца 5 дней. Такая точность соблюдена благодаря сохранившейся обложки тетради, которая была со святителем на Соловках. На обложке в столбик записаны и посчитаны цифры – это дни, проведённые на тюремном острове.

На Соловки приезжала к сыну Матрона Андреевна. Она вообще очень активно защищала его, писала Екатерине Павловне Пешковой, первой жене Максима Горького, которая возглавляла политический «Красный крест». Но всё было тщетно. В 27-ом году на Соловках состоялась последняя встреча святителя Афанасия с матерью.

В 1931 году Матрона Андреевна умирает. Она похоронена на Князь-Владимирском кладбище. На похоронах был близкий человек для святителя Афанасия, Александра Ивановна Брайкина. Она написала письмо епископу в ссылку, в Туруханский край, и рассказала о том, как прошли похороны. В ответном письме Афанасий пишет, что со смертью мамы для него заканчивается целая эпоха.

Уход самого близкого человека на свете оказывает сильное влияние на святителя, и он начинает в том же 31-ом году в Туруханском крае писать ещё один важный труд своей жизни – книгу «Об упокоении умерших по уставу Русской православной церкви».

Во время скитаний по тюрьмам святитель Афанасий снова и снова подвергался допросам. Копия одного допроса сохранилась, он был произведён 9 ноября 1943 года. Уже старого больного человека допрашивали ночью на протяжении четырёх с половиной часов, начали в 23:00, закончили в 3:30.

В годы ссылок и заключений епископ Афанасий занимал чёткую позицию, он не просил помилования, он просил предоставить ему в местах заключения те права, которыми должен обладать православный епископ. В 1939-ом году он пишет из Белбалтлага (это строительство Беломорско-Балтийского канала) наркому внутренних дел:

«Я не прошу милостыне и не ищу сострадания, я знаю, что советская власть не может относиться ко мне благожелательно, так как я не скрываю, что у меня, человека верующего и служителя церкви, нет и не может быть солидарности с воинственной и безбожнической властью в вопросах моего религиозного упования и религиозного служения. За это я с Божьей помощью готов и к тюрьмам, и к горьким работам в лагерях»

Письма – это уникальное наследие, которое оставил епископ Афанасий. Нет ни одного святого в Русской православной церкви, который написал столько писем, сколько написал святитель, у него было более 700 корреспондентов, с которыми он общался.

Последние годы

В 1955 году святитель Афанасий в очередной раз просит, чтобы его отпустили из Зубово-Полянского дома инвалидов. Он немощный человек, инвалид и по правилам его могут отпустить, но только если кто-то возьмёт его на попечительство.

Его попечителем становится давний знакомый Георгий Георгиевич Седов, он служит в церкви города Тутаев, куда и забирает Афанасия. Через некоторое время патриарх Алексей назначает Афанасию пенсию, и старец получает возможность проживать самостоятельно. Он уезжает в посёлок Петушки Владимирской области. Место между Москвой и Владимиром было выбрано неслучайно, с одной стороны близок родной город, где могила матери, с другой стороны к нему могут приезжать духовные чада из столицы.

В Петушках он доживает последние годы своей жизни. В доме у него крохотная келейная церковь, где он ведёт службы. В Петушках святитель заканчивает работу над книгой «Служба всем святым в земле российской просиявшим». В письмах духовным чадам он говорил, что пенсии ему достаточно, чтобы оплачивать труд машинописца, который перепечатывает богословские работы, а продукты приходят в посылках от близких людей.

В 1962-ом году святитель Афанасий уже тяжело болен, он предсказывает день и час своей смерти, и 28-го октября 62-го в окружении близких людей, духовных чад он умирает.

После отпевания в Успенском соборе многотысячная толпа верующих провожала гроб до места погребения. Говорят, что тонкая ткань, которой был покрыт гроб, стёрлась от прикосновений. Похоронили святителя Афанасия на Князь-Владимирском кладбище рядом с могилой матери. Это место стало почитаемым во Владимире.

В 1990-ом году могилу посетил патриарх Алексей II в знак особого уважения к владыке Афанасию. В 2000 году на юбилейном соборе Русской православной церкви святитель Афанасий был канонизирован в чине священноисповедника, и в этом же году произошло обретение мощей, которые были перенесены в Богородице-Рождественский монастырь Владимира.

Написано со слов старшего научного сотрудника ВСМЗ Олега Гуреева, рассказывающего историю жизни Афанасия Ковровского в фильме «Святитель Афанасий. Жизнь как служение» 

Back to top button