История городаТерритории

Юго-Западный район

Юго-Западный район – один из неофициальных районов Владимира с преимущественно жилой застройкой. Расположен к югу от проспекта Ленина. На западе ограничен парком «Дружба» и завершает городскую черту, на юге – железной дорогой и так называемой Ямой (низинной промышленно-складской зоной) . В целом Юго-Западный район лежит на склоне, как бы спускается к пойме Клязьмы.

Интенсивная застройка здесь началась в конце 60‑х – начале 70‑х годов и продолжается до сих пор. В Юго-Западном районе выделяются несколько микрорайонов. Новые и запланированные микрорайоны Юго-Запада остаются основным ресурсом для роста города и рассчитаны почти на 20 тысяч новоселов.

Роль основных артерий Юго-Западного района выполняют улицы Верхняя Дуброва , Нижняя Дуброва, Василисина, Фатьянова, Тихонравова.

Интересно, что улицы Верхняя Дуброва и Нижняя Дуброва возникли в советское время под названиями улица Ворошилова и улица Готвальда. Значит, старинных, дореволюционных названий эти улицы не имели. И в результате, это пока единственные две улицы Владимира, переименованные в 90‑е годы чисто по соображениям деидеологизации.

Герои былых времен, именами которых были названы улицы, подверглись исторической переоценке. (Интересно, что советский полководец Ворошилов и чешский коммунист Готвальд были тезками.) Городская топонимическая комиссия предложила названия, связанные, по данным краеведов, с природными особенностями этих мест. А исторически здесь была зона смешанных лесов – дубров. Парк «Дружбы» напоминает об этом.

За 40 лет развития Юго-Западного района здесь сложилась определенная общность жителей. Повлияло то, что этот «спальный» район с большой концентрацией населения осваивался в последние два десятилетия советской власти. От пятиэтажных домов 70‑х позже пошел явный рост ввысь: с 80‑х годов, как правило, там строились дома не ниже 9 этажей. В Юго-Западном районе – большие и относительно современные школы (№37, 39) и детские сады – одни из последних, построенные при СССР.

Есть и учебные заведения более высокого уровня. Владимирский колледж культуры и искусства (бывшее культпросветучилище, областное училище культуры) существует в нынешнем здании с 1977 года. Улицу Василисина, на которой расположен колледж, можно считать как бы северной границей для Юго-Западного района. По нечетной стороне в начале улицы встречаются еще «хрущевки» 60‑х годов, по четной стороне и ближе к парку «Дружба» – более поздняя застройка.

Недавно на юго-западной окраине города появился и вуз: на улице Тихонравова в здании, которое долго строилось как школа, расположился Владимирский филиал Финансового университета при Правительстве РФ (бывший ВФ ВЗФЭИ).

Из предприятий в Юго-Западном районе с советских времен расположен завод «Эталон» по выпуску средств измерений температуры. Предприятие и раньше не относилось к гигантам, а с 2009 года пережило процедуру банкротства.

Из-за особенностей географии Юго-Западного района в нем исторически наблюдаются проблемы с развитием отопительной системы. Действующая ТЭЦ расположена ближе к востоку города, и ее мощности не хватает на эту окраину. Годами обсуждаются планы строительства еще одной ТЭЦ в Юго-Западном районе Владимира, но она потребует новой магистральной сети трубопроводов, и пока проект выглядит неподъемным по финансам.

В 90‑е годы проблема с отоплением встала во весь рост, а наблюдался экономический спад. Тогда на помощь пришли побратимы из немецкого города Эрлангена. Так на улице Тихонравова появилась котельная «Эрланген». Также с отоплением района помогают небольшие котельные при домах.

Троллейбусы в Юго-Западный район пошли по улице Ворошилова (ныне Верхняя Дуброва) в 1973 году — до парка «Дружба», с 1993 года – по той же улице до завода «Эталон» и улицы Фатьянова. До сих пор линия троллейбуса идет только по улице Верхняя Дуброва. Эта улица играет роль основной дороги, по которой можно выехать на южную объездную дорогу и в заклязьминские микрорайоны города. Кроме клязьминского моста в центре Владимира, это самый короткий альтернативный путь на юг из основной части города или наоборот.

Интенсивное строительство на Юго-Западе продолжается и наши дни. С 2009 года идет строительство микрорайона ЮЗ‑8 «Орбита» (улицы Нижняя Дуброва и Фатьянова). Рассчитан примерно на 9 тысяч жителей. Здесь планируется возвести 26 жилых 10-ти, 12-ти и 17-ти этажных многоквартирных домов, два детских сада, один из которых с двумя плавательными бассейнами, школу на 1700 учащихся, торговый и досуговый центры, спортивный клуб и т.д.

С 2013 года в 8‑ой микрорайон были продлены несколько автобусных маршрутов.

Планируется развитие города и дальше на юго-запад.

Подготовлен проект застройки участка между улицей Верхняя Дуброва, парком «Дружба», железной дорогой и поселком Вышка. Площадь – около 30 гектаров. Там планируют строить 13‑й и 14‑й микрорайоны города из расчета на 12 тысяч жителей. Задуманы школа на 2000 учащихся, школа искусств, поликлиника, торговый центр, пожарная часть и детские сады. Застройка предполагается высотная – дома в 15 и 18 этажей. Потребуется и прокладка дорог.

У многих жителей Юго-Запада в связи с этими планами вызывает тревогу судьба лесопарка «Дружба». Также помехой могут стать гаражи, которых много на этой территории.

Back to top button