Ноябрь 1913-го: экскурс в историю и реклама женского журнала
На календаре ноябрь 2013-го года, а у нас на сайте — обзор прессы прошлых лет. Чтобы узнать, о чем писали владимирские газеты век назад, мы в очередной раз пролистали подшивку «Владимирских епархиальных ведомостей», сохранившуюся в областной библиотеке имени Горького.
Итак, что же волновало жителей региона в последний месяц осени 1913 года.
Одним из самых значительных событий в 1913 году для владимирцев стал визит Николая II вместе с семьей в город. И хотя произошло это в мае, вспоминали об этом еще долго. Вот материал, приуроченный ко дню восшествия Николая Александровича на престол, – в нем снова говорится о его посещении города и конкретно Успенского собора. Автор текста, протоиерей Михаил Сперанский, проводит также для читателей экскурс в историю российской государственности.
Слово в день восшествия на престол Государя Императора Николая Александровича 21 октября
День восшествия на престол Государя нашего Императора Николая Александровича в настоящем 1913 юбилейном году, несомненно, возбуждает особые чувства как у всех вообще сынов России, так в частности у нас — граждан Владимирских. После всероссийского торжественного в день 21 февраля празднования 300-летнего юбилея царствования династии Романовых Государю Императору благоугодно было со всем своим Августейшим Семейством посетить все те места, которые имели то или иное отношение к избранию на царство Родоначальника династии Михаила Федоровича Романова. И в ряду этих мест, имеющих отношение к избранию на царство Михаила Федоровича, был поставлен на первое место наш город Владимир.
У нас всех еще на памяти эти светлые минуты ожидания и встречи Государя Императора и Его Августейшего Семейства в нашем городе и его главной и древнейшей святыни — Успенском соборе. Еще и сейчас, можно сказать, чувствуется это присутствие Государя Императора здесь в этом древнем храме и трудно изобразить ту высоту патриотических чувств, какими были проникнуты все встречавшие государя и удостоившиеся лицезреть Его особенно здесь в этом храме.
Все переживали, несомненно, величие того момента, когда Государь Император въезжал в наш город, не как по пути только лежащий, а как такой, с которым связана вся почти первоначальная история создания царства Русского, – того момента, когда Государь вступал в этот храм, не только как главный в городе, а как такое святилище, со стены которого на него взглянуло более 7 столетий истории Русского государства, из недр которого мог встать навстречу Ему целый сонм князей, здесь — в этом храме в течение нескольких столетий находившихся на престоле великого княжения, – целый лик святителей, из коих некоторые здесь же в этом храме и поставлялись в сан святительский, некоторые в сане митрополитов управляли всею Русской церковью…
Вот сам создатель этого храма Великий Князь Андрей Боголюбский объявляет себя здесь единодержавным Государем Северной Руси и запечатлев потом это великое начало истинной государственности своею мученическою от руки вероломных бояр смертью погребается под стеной этого храма. С именем Великого Князя связано начало новой эпохи в исторической жизни Русского народа. Его мощный гений изменил течение исторической жизни Русского народа, переместив центр Русской государственной жизни с юга на север, и вывел на историческое поприще новую ветвь могущественного Славянского племени — народность великорусскую.
Создав этот великолепный храм во Владимире, а также многие храмы в других концах Ростовско-Суздальского княжества, он первый утвердил здесь православие, как государственную религию собираемой им великорусской народности и рассеял мрак язычества, густо облегавший до него разноплеменную северную Русь. Под покровом христианской православной веры, ставшей символом Русской народности, Андрей Боголюбский первый изменил и самые начала, которыми до него жила древняя Киевская Русь, провозгласив идею самодержавия основной политической жизни Русского народа. Православие и самодержавие — эти краеугольные камни великого здания — Государства Русского были впервые указаны народу русскому Андреем Боголюбским, как заветы для достижения государственного могущества и народного благосостояния…
Сложно сказать, актуальна ли сегодня проблема дурного поведения нищих возле храмов, но вот 100 лет назад этой теме была посвящена большая статья в одном из ноябрьских номеров «Владимирских епархиальных ведомостей». В материале рассказывалось о нововведении, которое помогло решить сложную задачу — чтобы и нищие были довольны, и богомольцев не отвлекала суета по дороге в храм и из храма.
Кружка для нищих
Кто имел случаи наблюдать над нищими, стоящими на папертях храмов в ожидании подаяний, тот не мог не убедиться в следующем. Многие нищие, видимо, нисколько не думая о том, где и в какое время они стоят, развлекают себя разными разговорами, соблазнительными шутками и даже позволяют себе перебранку, нередко весьма озлобленную. Не смущаются иные нищие приходить к храму в нетрезвом виде. Бываю факты и такого рода. Один богомолец, не взирая на то, что на паперти стояло нищих числом более десяти, подал им пять копеек одной монетой. Тогда они, не делив таких денег между всеми, не постеснялись прибегнуть к взаимным побоям, которые и разрешили дележку в пользу более сильных… Вот почему, в целях противодействия этому греховному и потому религиозно унизительному явлению, при Воскресенской г. Юрьева церкви, с согласия местного о. благочинного, заведена «кружка для нищих». Произошло это вот так.
По взаимному уговору, как сам настоятель, так и староста названной церкви немалое время при каждом подходящем случае старались склонить отдельных прихожан к мысли положить конец неблагоповедению нищих на паперти храма. Когда выяснилось, что большинство прихожан на этом согласились, тогда, в качестве целесообразной меры для этого, было предложено завести кружку для нищих…
Чтобы нищим не было повода толпиться на паперти в ожидании подаяния, никто из прихожан при выходе из храма не должен своей обычной милостыни подавать им в руки, а должен опускать в кружку. Запертую кружку должен держать один из нищих, по выбору настоятеля, причем только во время выхода богомольцев из церкви, в остальное время кружка и ключи от нее хранятся в церкви. Кружечные деньги должны делиться поровну, прежде всего, между нищими Воскресенского прихода, для чего последние должны являться к храму раз в неделю, в воскресенье, приблизительно спустя после вечернего богослужения. С согласия этих нищих некоторую часть кружечных подаяний можно уделять и посторонним нищим, если в кружке окажется подходящая для этого сумма.
Немедленно и неоднократно об этом оповещены все нищие, постоянно наблюдавшиеся на паперти Вознесенского храма. Большинство из них не противоречили нововведению, хотя и приняли весть о нем с недоверием… Лишь немногие нищие на просьбу настоятеля больше не стоять на паперти в ожидании подаяния резким тоном заявили: «никто не имеет права запретить нам молиться», или – «воровать хотите наши деньги, для того и заводите кружку». Так как подобные заявления исходили от лиц, особенно глубоко падших, то была необходимость отнестись к ним с особой снисходительностью и выжидательной терпеливостью…
Ныне исполняется три месяца с того времени. И что же теперь наблюдается? Имя Христа у святыни Воскресенского храма более не попирается, так как около него уже не стоит ни одного нищего, исключая только случайных нищих, например, странников, которых можно видеть редко. Все прихожане храма выражают полное удовлетворение по тому случаю, что их мирно молитвенное настроение при входе и выходе из церкви не нарушается неблагоповедением нищих. Наконец, и последние даже благодарят за нововведение, так как, по их заявлению, все они стали получать теперь милости гораздо больше, чем до основания кружки. Действительно, за два месяца нищим было роздано более сорока рублей, сумма довольная значительная и для них поистине небывалая…
В ноябре редакция «Владимирских епархиальных ведомостей» вовсю заботилась о подписке на следующий год. Поэтому практически в каждом номере печатались такие объявления.
От редакции
Для своевременной доставки подписчикам №№ будущего 1914 года, Редакция убедительнейше просит о.о. Благочинных и частных подписчиков не медлить присылкою заявлений о высылке Ведомостей и следуемых подписных денег. Заявления о перемене адресов Редакция покорно просит доставить не позже 15 декабря.
Подписная цена на Епархиальные Ведомости остается прежняя — 5 руб. без пересылки и 5 руб. 50 коп. с доставкой и пересылкой.
Ну и раз уж речь зашла о подписке, то мы расскажем, что жительницам Владимира предлагали также подписаться на литературно-семейный журнал «Женщина», который издавался в Санкт-Петербурге и выходил дважды в месяц. Там, если верить рекламе, «в сжатой, общедоступной и занимательной форме предлагается ВСЕ, что может интересовать самую требовательную русскую читательницу».
Подписчицам также высылались 50 ценных бесплатных приложений. Среди них – книги русских и иностранных авторов: «Разрушенные терема» – эпизоды из великой войны между мужчинами и женщинами, С. Соломина, в 2‑х томах. «Горе любви» – повести и рассказы В. Ленского, в 2‑х томах. Миниатюры и рассказы О.П. Снегиной, в 2‑х томах.
Также подписчицы журнала «Женщина» должны были получить книжки для детей с портретами авторов и иллюстрациями к тексту: «Хижина Дяти Тома», «Дон-Кихот Ламанческий», «Робинзон Крузо» , «Путешествия Гулливера», «Путешествия и приключения барона Мюнхаузена».
А еще — ноты для рояля (модные танцы, отрывки из оперетт, романсы и т.д.), педагогическую хрестоматию «Современное воспитание детей», самоучитель кройки и шитья, домашний лечебник и сборник «Наша пища», составленный «по новейшим данным гигиены и практическим указаниям специалистов-кулинаров».
Все это — за 8 рублей в год (цена с учетом пересылки), причем подписку можно было оплатить в рассрочку.
На сегодня это все. До встречи через неделю, на очереди — ноябрь 1938 года.