Владимирская твердыня
Первые города появились в мире за тысячи лет до нашей эры. Историки спорят о том, что же послужило превалирующим импульсом к образованию этой особой организационной системы человеческого сосуществования – торговля, вера или война? То есть, был ли первый город прежде всего территорией торговли и обмена, местом служения некому религиозному культу, или крепостью, где общность людей, скреплённых ближним и дальним родством и общим мировоззрением, могла укрыться и дать отпор агрессивным соседям.
Вероятно, каждый древнейший город в период своего появления сочетал в себе в разном соотношении каждую из названных причин. Но одной из общих характерных черт были оборонительные сооружения, прежде всего – стены. Конечно, были города, которые не имели укреплений, но это не значит, что они не были защищены чем-то другим, например, природным ландшафтом или близлежащими городами и крепостями.
Фортификационные сооружения оставались важной частью городов вплоть до веков Нового времени. В средневековой Руси князья возводили на рубежах своих земель целые города-крепости.
В начале XII века могучий князь Владимир Мономах, талантливый воитель и правитель, воздвиг близ южной границы Ростово-Суздальской земли, доставшейся ему от отца Всеволода Ярославича, град-крепость Владимир-Залесский. Город встал в выгодном в военном отношении месте, в узком Клязьмо-Ладыжском междуречье на высоком холме. Залесским город именовался в противовес Владимиру-Волынскому, что близ Киевских земель. В дополнение к естественным природным укреплениям Мономах усилил град мощными насыпными валами, на которых возвёл крепостные стены и башни.
Последние двадцать лет гуляет версия, что Владимир был основан не Мономахом в начале 12-го века, а более чем на сто лет раньше Великим князем Владимиром Святославичем, Крестителем Руси. Версия эта очень сомнительна. Во-первых, она основана на данных летописей 15 – 16 веков, где сказано, что Владимир основан в конце 10-го века. Ошибка ли это летописцев или чей-то лукавый умысел? – не ясно. Во-вторых, Владимир Святославич возвёл немало городов-крепостей, но в южных землях Руси, близ Киева. Князь ставил твердыни на реках Десна, Остер, Трубеж, Сула, Стугна. Он селил в эти города вятичей, чудь, новгородских славян, кривичей. Эти крепости должны были защищать южную Русь от печенегов. Все помыслы Владимира Крестителя были связаны с южной киевской Русью. Он воевал с восточноевропейскими королевствами, брал византийский Херсон, бил кочевников печенегов. Непонятно, какие интересы у Владимира Святославича были в Северо-Восточной Руси. В древних летописях, описывающих жизнь Мономаха, сказано, что этот князь воздвиг на берегу реки Клязьмы город и назвал его Владимиром-Залесским, и произошло это в начале 12 века.
Очевидно, в Клязмо-Лыбедском междуречье жили люди и до возведения града Владимира, но, скорее всего, это было небольшое поселение, которое не являлось городом. Кроме этого известно, что люди в этих местах жили и за тысячи лет до нашей эры.
Площадь Владимирской крепости Мономаха занимала примерно 6,5 га. Площадь оборонительных стен – почти 3 км. Сегодня границам древнего города соответствует с севера склон берега реки Лыбедь (ныне её не видно, она в коллекторе). С востока – линия вала по стене Рождественского монастыря и дальше вплоть до берега Лыбеди. С юга – склон холма от монастыря до смотровой площадки близ Успенского собора. С запада – линия Пушкинского бульвара и Ерофеевского спуска.
Сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий перенёс столицу княжества из Ростова в Суздаль, чем приблизил центр Ростово-Суздальской земли к Владимиру. Долгорукий не внёс изменений в фортификационную систему города и не построил значительных оборонительных сооружений, но вышел за пределы Владимира, возведя за крепостной стеной свой княжеский двор, где пребывал в дни посещения Мономахова града. Там же, в резиденции, Юрий построил храм в честь своего покровителя Георгия Победоносца, сейчас этот храм известен как Георгиевская церковь на одноимённой улице.
Сын Долгорукого Андрей Боголюбский перенёс столицу княжества из Суздаля во Владимир и начал возведение нового стольного града Руси, так как Киев ослаб от междоусобных браней и стремительно терял политическое значение. Боголюбский считал Киев яблоком раздора, к тому же киевляне ненавидели Юрия Долгорукого, Андрей понимал это и не стремился к жизни в стенах матери городов русских, родная Владимиро-Суздальская земля была для него ближе и безопасней. Но от этого «царские» амбиции Андрея не ослабевали. Он нанёс окончательный удар по величию и значению Киева, когда организовал поход своих сыновей на родственника Мстислава Изяславича Волынского, неправдой взявшего власть в столице Руси.
В марте 1169-го сыновья Боголюбского, которым помогали и половцы, взяли Киев силой, что случилось впервые за его историю. Несколько дней победители бесчинствовали в столице, грабили дворы бояр, храмы, дома киевлян.
При Боголюбском Владимир приобрёл вид могучей твердыни. С востока и запада Мономаховой крепости появились обширные новые части города, оканчивающиеся с одной стороны Золотыми каменными вратами, с другой Серебряными. С тех пор Владимир стал трёхчастным, его пронизала линия центральной дороги, идущей от одних врат до других.
Град был обнесён валами под десять метров в высоту, а по валам протянулась могучая крепостная стена с башнями. Те участки валов, которые не примыкали к Клязьме и Лыбеди, были снабжены рвами с водой. Длина городских укреплений была более 7 километров, это больше чем в Киеве, у которого 4,5 км.
Золотые врата, возведённые Боголюбским, были подобием триумфальных парадных врат Киева и Константинополя. Преемственность символов верховной власти очевидна. К тому же Андрей перенёс во Владимир митрополию православной церкви, то есть город стал и духовным центром.
Трёхчастная система делала город крепостью внутри крепости. В центре на холме стояла твердыня Мономаха, она была обнесена своими валами и стенами. Там были двое ворот, Торговые вели в западную часть города, Ивановские – в восточную.
Во внешней стене града Андрея Боголюбского кроме Золотых ворот, через которые дорога уходила в западные земли, и Серебряных, через которые путь вёл в Боголюбово и Нижний Новгород, имелись ещё трое ворот – Медные (в Суздаль), Иринины (в Юрьев), Волжские (в Муром). Таким образом, все дороги Северо-Восточной Руси вели во Владимир как в новую столицу государства.