Первый областной форум краеведов собрал целый зал исследователей истории владимирской земли. Восьмое ноября, дата проведения встречи, – не случайна, 9 ноября – день памяти летописца Нестора. Теперь ежегодно в эти дни Союз краеведов области и научная библиотека будут организовывать краеведческий форум.
Основной темой ежегодных встреч станут краеведческие исследования, проводимые в одном из районов области.
– Сегодня мы присутствуем на знаменательном событии нашего края, – открывая форум, говорит Андрей Тихонов, председатель Союза краеведов Владимирской области. – Впервые у нас проходит форум. Откуда такая идея появилась? У нас есть союз краеведов России, который базируется на РГГУ в Москве, они почти каждый месяц проводят презентации какой-либо области страны. Наша область уже два раза была на этих презентациях. И мы решили организовать своё подобное мероприятие, только, естественно, презентовать районы, которых у нас шестнадцать.
Темой первого форума стали исследования учёных-краеведов Камешковского района. В Союзе краеведов отмечают, что в Камешково ведётся очень серьёзная и продуктивная исследовательская работа. Представили свои исследования Светлана Кудряшова, директор районного Историко-краеведческого музея, и Сергей Харитонов, научный сотрудник музея. Это двое из всех трёх сотрудников музея.
Их основные направления исследования – жизнь и творчество художника-графика Бориса Французова, академика живописи Николая Харламова, писателя-народника Ивана Харламова, композитора Александра Бородина, владимирских рожечников.
Хочется подробнее остановиться на братьях Николае и Иване Харламовых. О них я знаю не понаслышке, в 2011 году, проходя практику на ГТРК-Владимир, я сделал фильм об одном удивительном месте Камешковского района, о Погосте Веретево. Собирая по архивам и библиотекам материал, я обнаружил, что в Веретево родились два брата, чьи имена, как выяснилось, значимы для России. Найти информацию о Харламовых я не рассчитывал, это было случайностью, и только в музее города Камешково мне рассказали, что это были за люди.
Николай Иванович Харламов был признанным мастером религиозного искусства, академик живописи Российской империи. Его руке принадлежит большинство мозаичных композиций в храме Воскресения Христова, известного как Спас на Крови. Харламов создавал иконы для храма русского посольства в Вене, в столице Австро-Венгерской империи. Художник оформлял интерьер храма Александра Невского в Варшаве, сейчас этого храма уже нет, он был взорван поляками в 20-ых годах.
Иван Харламов был краеведом. Он создал большое количество очерков о проблемах страны, о социальных явлениях государства, например, о сектах. «Без начала и без конца» – удивительный очерк о жизни в маленьком поселении, в Погосте Веретево. «Стенное писание» – очерк о том, как в отдельно взятом селе зарождается и развивается идея росписи храма. Долгое время Иван Харламов жил в Петербурге, редактировал журнал «Страна». За одну из политических публикаций писатель-народник провёл полгода в тюрьме и всю оставшуюся жизнь был под надзором полиции. Публикация появилась в журнале «Страна» в 1881 году, после убийства Александра II. Харламов высказался в статье о необходимости предоставления политических свобод.
Долгое время братья Харламовы были забыты, и только в последние годы их имена стали известны, значительный вклад в это историко-интеллектуальное приобретение внесли сотрудники историко-краеведческого музея Камешковского района.
Сами сотрудники говорят, что их район – непаханое поле для исторических исследований. И это действительно так, стоит «копнуть» любое поселение, пусть даже уже несуществующее, найдёшь Имя, которое окажется значительным.
Краеведы области – народ не из ленивых, но вся их продуктивность и энтузиазм работают вопреки серьёзной общей проблеме – ужасно слабому финансированию. Те же камешковцы два года собирали деньги на издание книги о молодых ребятах, ушедших на фронт Великой отечественной. Книга вышла тиражом в сто штук(!). Два года… и сто штук… И ещё должны при этом остались. Краеведы говорят, что с каждым годом финансирование всё хуже и хуже. Местные власти пытаются перевести маленькие музеи на коммерческие рельсы, но тот же музей в Камешково – не Лувр, не Эрмитаж… как он может окупать сам себя? Там просто-напросто поток людей очень незначительный. К тому же концентрация внимания на денежном вопросе отнимает у учёных время от краеведческих исследований, которые имеют значение не только для края, но и для России в целом.
По телевизору часто выступают всякого рода болтуны, чиновники всех мастей – от мелкого, до самого верховного, которые рассуждают о величии России, о величии русского народа и т.д. При этом за их дешёвыми фразами нет ничего кроме желания купить голоса и симпатии людей, для которых употребление слова «родина» – не бизнес. Патриотизм – это, прежде всего, действие, а не чиновничье слово. К такому действию и относится краеведческая и вообще научная работа. Но, к сожалению, сегодня в России труд учёных ценится мало.