ПРОЕКТ ВРЕМЕННО ЗАМОРОЖЕН

ЖизньОбщество

Коррупция на горе

Мы сегодня о мрачном – о коррупции в похоронном бизнесе. Тема далеко не новая, наши коллеги поднимали ее и раньше. Вот, например, ссылка на статью, опубликованную более 3 лет назад на сайте Выбор33. Давайте признаем, что с тех пор мало что изменилось.

Информповодом к написанию этого текста считайте состоявшееся на этой неделе совещание главы облздрава с представителями ритуальных контор и судмедэкспертами. Коррупции в похоронном деле оно касалось лишь косвенно, речь в основном шла о причинах смертности в регионе, и все же.

Так, считается, что уровень смертности на дому, который вызывает подозрение у правоохранителей, относительно невысок — процентов пять. Однако по факту более половины семей умерших во Владимире встречаются с судмедэкспертом. Не потому что вызывают его, а потому что он сам приходит.

Про то что сотрудники скорой помощи и полиции сливают информацию похоронщикам, известно. На том самом совещании в облздраве даже цены звучали, с присказкой «поговаривают…» Так, в Москве за информацию о покойнике сейчас выплачивают 15 тысяч рублей. У нас поменьше — 3,5. Все равно неплохая прибавка к зарплате медика или полицейского, как считаете?

Вернемся к судмедэксперту, стоящему на пороге дома, в котором случилось горе. Люди растеряны, не все знают что делать, куда звонить, кто должен выдавать свидетельства о смерти. А тут – специалист, готовый все уладить и решить. В этот момент и начинается «раскручивание» родственников: на бальзамирование, доставку в морг, доставку из морга… Мало кто в указанных обстоятельствах будет сильно задумываться, что услуги-то навязанные. Большинство покорно достанет кошелек. И тот, кто уже заплатил за слив информации, в накладе не останется.

Вот еще интересный момент — после того, как договоренность между родственниками покойного и агентом-судмедэкспертом достигнута, тело перевозится в морг судмедэкспертизы, который, по нашим данным, постоянно арендован лишь одной организацией. Если вы сходили по ссылочке выше, то уже знаете ее название — ООО «Бюро ритуальных услуг». Причем объем оказываемых этой организацией услуг на соответствующем рынке превышает 70%. Неужели только нам на ум приходят слова «коррупция» и «монополия»?

К слову, про слив инфы – начальник областного департамента здравоохранения Александр Кирюхин по сути признал, что рычагов для управления подчиненными у него в данном случае нет. В смысле, за каждым диспетчером скорой помощи он уследить не может. А так-то ему жалуются, конечно. Но получается, что 3,5 тысячи рублей за один адрес — достаточная цена, чтобы заставить совесть молчать и преступить закон.

На фоне всего этого наивно смотрятся попытки небольших ритуальных контор как-то повлиять на ситуацию. Ничего не изменится, пока похоронными странностями не заинтересуются соответствующие органы. До настоящего времени этого почему-то не случилось. Представители ритуального бизнеса писали и в управление ФАС, и в прокуратуру, но в ответ получали лишь отписки. Сейчас надеются попасть на прием к новой губернаторше — вдруг она поможет?

Ну а пока разговоры остаются разговорами — о честной конкуренции, о развитии рынка, о том, что нужно бы организовать единую диспетчерскую службу, благодаря чему у похоронщиков появится равный доступ к информации…

Схема, по которой сведения, являющиеся составной частью врачебной тайны, поступают заинтересованным лицам, известна. Она – звено коррупционной цепи. Она незаконна. Но она по-прежнему работает.

Back to top button