14 ноября во Владимире прошли параллельно два информационных мероприятия, на которых вспоминали Первую мировую войну. Вот так: недавнее официальное решение властей страны наконец-то серьезно отметить факт начала первой великой мировой войны в 1914 году породило ускоренное восполнение пробелов в знаниях.
В областной научной библиотеке собрались на учебу лекторы общества «Знание», где им рассказывали о Первой мировой войне историки и краеведы во главе с Андреем Тихоновым. А в тот же час, но в другом месте – в Белом доме — собрал пресс-конференцию от имени членов оргкомитета по подготовке к достойной встрече 100-летия той же войны вице-председатель Владимирского дворянского собрания Юрий Чайковский.
Честно — я не знал куда бежать. Тем более что подходы были разные. Андрей Тихонов для просвещения просветителей подтянул крупные силы — Олега Гуреева из музея-заповедника и самобытных краеведов из Коврова Андрея Самойлова и Александра Коллерова.
-
Самойлов и Коллеров долгие годы, не дожидаясь официальной шумихи вокруг 100-летия Первой мировой, изучают историю Ковровского и Горбатовского полков, сформированных во Владимирской губернии. В деталях знают их боевой путь в результате кропотливой работы в архивах. Их знания ценнейшие еще и потому, что официальная история и музеи только сейчас всерьез взялись восполнять пробелы в книгоиздании и экспозициях. А лекторам надо о чем-то рассказывать.
У Юрия Чайковского несколько другой заход на ту же тему. Он лет 20 изучает свой дворянский род, написал о нем книгу, а ведь его дед и брат деда воевали на Первой мировой. Так что он тоже параллельно с ковровцами внедрился в историю этой войны.
В результате проф. Тихонова сотоварищи слушало десятка три лекторов, Юрия Чайковского – несколько журналистов.
Пробелы в знаниях о той войне понятны. Первая мировая в советское время в курсе истории изучалась больше как антураж к Октябрьской революции. Тем более что начав войну в составе Антанты, которая победила в итоге, Россия под конец мировой бойни после революции оказалась среди проигравших вместе с Германией. Заодно потеряв и царя, и дворянство, и буржуазию. Многие считают, что и себя во многом Россия потеряла.
Надо восполнять пробелы.
Юрий Чайковский с таким чувством показывал фотографии деда 100-летней давности, что трогал до глубины души. Он вслед за ВСМЗ призывал делиться с музеем семейными реликвиями о Первой мировой, если сохранились.
Тут потомок дворянства еще раз глянул на фотографии деда и вздохнул: «Ну как их отдать в музей?».
Юрий Викентьевич за то, чтобы и памятник, и часовню во Владимире построить к 100-летию, или хотя бы позже. Единственное — лишь бы не возникло «войны за историю» на нескольких фронтах памяти. Какого-то перетягивания одеяла на себя — кто первый вспомнил, кто больше предложил мемориальных проектов. С другой стороны, может больше проектов будет?
Но то что во Владимире стали всерьез вспоминать о Первой мировой — это факт уже нашей истории. Аж мероприятия накладываются одно на другое!