Этот день в истории Владимира: 25 ноября
25 ноября (13-го по старому стилю) 1856 года во Владимире родился композитор, пианист, музыкальный педагог и общественный деятель Сергей Иванович Танеев.
Сергей Танеев – среди наших земляков личность №1 в музыке, самый знаменитый композитор из родившихся во Владимире. В мире музыки его даже называют великим. Его биография хорошо известна: родился во Владимире, в доме, который был на том месте, где сейчас школа бокса на улице Большой Нижегородской, 5. О Танееве там напоминает мемориальная доска.
Его отец Иван Ильич Танеев тоже был незаурядной личностью – за девять лет окончил три факультета Московского университета — словесный, математический и медицинский. В семье Танеевых было шестеро детей — выжили только три брата, Сергей младший. Танеевы переехали в Москву, когда он был еще маленьким – в 1864 году. Там он стал и пианистом, и композитором. Считается учеником Чайковского и Рубинштейна. Многие годы посвятил Московской консерватории. Несколько лет ее возглавлял. Он воспитал композиторов, более известных, чем он – Рахманинова, Скрябина, Метнера, Глиэра и других.
Все это мы знаем и гордимся. Во Владимире именем Сергея Танеева названы детская музыкальная школа № 1, концертный зал областной филармонии, улица. Перед концертным залом стоит его бюст.
А я вот часто задаю вопрос к друзьям и знакомым: «Вы слышали музыку Танеева?» И многие говорят, что нет. Кто-то предположил, что она слишком сложная – не слыша ее.
И вот это для меня загадка – почему мы так редко имеем возможность послушать музыку Танеева во Владимире? Кажется, чем больше его называют великим педагогом, тем больше принижают его собственную музыку.
Как-то всё чтим, а слушаем мало.
В этом году группа энтузиастов призвала губернатора объявить 2015 год Годом Танеева и начала сбор подписей. Понятно – к 100-летию со дня смерти. Он и умер-то как – простудившись на похоронах ученика и друга Скрябина. В обращении к губернатору сказано , что имя Танеева – это бренд Владимирской области. Можно быть только «за». У нас, что ни известный земляк – то бренд. А вот знаем ли и любим ли?
В интернете попадается фраза, которой музыковеды, надо полагать, объясняют уровень его композиторского мастерства: «Танеева можно сравнить с Сократом, который, не написав серьезных философских сочинений, оставил после себя многочисленных учеников». Но это, может быть, в мировом масштабе – насчет «несерьезных сочинений». А для Владимира? У нас из земляков-композиторов кто-то был сильнее Танеева? Не думаю.
Слава Богу, еще хоть на юбилеи композитора (иногда не только на юбилеи) музыку Танеева исполняют у нас губернаторский симфонический под управлением Артема Маркина и камерный струнный под управлением Александра Сонина. Эдуард Маркин проводил в 80‑е во Владимире хоровые Танеевские фестивали. Сегодня Артем Маркин мечтает их возродить.
Я не музыковед, и вообще не музыкант, но однажды в исполнении оркестра Маркина слышал музыку Танеева. Это хорошая музыка! Особенно в живом звуке.
Есть что играть! Танеев сочинил 4 симфонии, 20 струнных ансамблей, оперу «Орестея», 3 кантаты, почти 40 хоров, около 10 вокальных ансамблей, 55 романсов. А его интерес к музыке братских народов? Он же и интернационалист был! Записал и обработал 27 украинских песен, позднее гармонизовал еще 8. Он и кавказские мотивы продвигал: во время путешествия по Сванетии в 1885 году записал много песен и инструментальных наигрышей народов Северного Кавказа.
Наверное, надо не только губернатора уговаривать насчет Года Танеева, а продвигать музыку Танеева в родном городе. Заодно и губернатор послушает. Может, хватит идти за трендом, по которому уже сто лет музыковеды прямо намекают на вторичность музыки Танеева? Типа вот так пишут: «Имя этого великого музыканта и педагога ныне редко упоминается, но при более пристальном рассмотрении вызывает к себе подлинное уважение. Он не стал знаменит как композитор…» И т.д.
Для нас Танеев – композитор №1. Пусть чаще звучит!
К 25 ноября 1878 года полки из Владимирской губернии вернулись к местам своей прежней дислокации с русско-турецкой войны 1977 – 1878 гг.
Всего в составе русской армии в той войне сражалось более 6 с половиной тысяч запасников и новобранцев из Владимирской губернии. И это не считая ополчения, которое было сформировано в числе 3400 ратников.
Из кадровых частей, расквартированных во Владимире, в русско-турецкой войне участвовал 12‑й Великолуцкий (Великолукский) пехотный полк. Кроме того, из Вязников и Шуи на Балканы двинули батальоны 11-го Псковского полка.
Полки сражались под Ловчей, участвовали во взятии города Тетевень. В составе отряда генерала Дандевиля в ноябре 1877 году заняли город Этрополь6 и овладели укрепленной горой Греатой. Великолуцкий полк был награждён Георгиевскими знамёнами с надписью: «За Греату 16 ноября 1877 г.», а командир полка майор Николай Беатер в 1880 году получил орден св. Георгия 4‑й степени.
В сложных зимних условиях солдаты из Владимирской губернии совершили восхождение на Балканы, преодолев их в декабре 1877 года. В конце войны полки участвовали в преследовании остатков турецких войск в Родопах, изъятии оружия у башибузуков, наведении порядка в городах.
1‑му и 2‑му батальонам Псковского пехотного полка в 1878 году были пожалованы Георгиевские знамена, и на полковом Георгиевском знамени появилась надпись: «За переход через Балканы в декабре 1877 г.».