ПРОЕКТ ВРЕМЕННО ЗАМОРОЖЕН

ЖизньОбщество

Народ VS Стоянки

Не то, чтобы народ был против стоянок. Скорее народ ЗА! Но народ ждет цивилизованного решения назревшего вопроса. Проблемы, возникающие на фоне разросшегося гражданского автопарка, укладываются в булгаковскую формулу: «Люди как люди… в общем напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…» Стояночные места становятся центром самых разных событий, здесь разыгрываются комедии и трагедии. Больше нет ни посторонних, ни незаинтересованных. Не осталось людей, не вовлеченных в процесс, и неважно, владеют они автотранспортом или нет. «Стояночные» или «парковочные» войны для городов, переполненных автомобилями – это реальность..

Не забыта история, произошедшая во Владимире у торгового Центра «Мегаторг» в июне этого года, когда две сестры избили женщину в споре за свободное парковочное место на общественной стоянке; при этом рядом было еще как минимум три свободных места. В конфликт был вовлечен ребенок. Итог этой драмы: черепно-мозговая травма с сотрясением головного мозга. О морально-психологическом состоянии человека, вовлеченного на чужих условиях в этот отвратительный конфликт на глазах у собственного ребенка, никто не говорит. 

Стихийная стоянка в пешеходной зоне у здания педагогического института ВлГУ еще не стала причиной трагедии, но вполне может стать таковой. Въезд и выезд на стоянку осуществляется по регулируемому пешеходному переходу в то самое время, когда горит зеленый для людей, пересекающих проспект Строителей. Зрелище не для слабонервных, когда машина въезжает в толпу людей, протискивается в узкий проезд и паркуется на тротуаре. Вопрос этот поднимался неоднократно, и даже принимались меры – какое-то время у пешеходного перехода дежурил сотрудник ГИБДД. Естественно, что в эти дни желающих въехать на тротуар по пешеходному переходу не находилось. Как только дежурства закончились, стихийная парковка возобновила работу. 

Сколько подобных парковок в городе, угрожающих жизни и здоровью людей? Каждый водитель с ходу назовет с десяток мест, которые становятся стрессовыми точками на автокарте города.

Заметьте, разговор не о Москве или Санкт-Петербурге, городах-миллионниках, с огромными территориями и новостройками, способными хоть как-то удовлетворить потребности автомобилистов в дневных и ночных парковках. Речь о нашем небольшом областном центре, состоящем преимущественно из микрорайонов 60 – 80‑х годов постройки, никак не рассчитанных на то количество автомобилей, которые с помощью чуда или какой-то матери паркуются на ночь в малогабаритных дворах.

Уже разбиты самодельными шлагбаумами микроскопические дворы, уже навешены замки на захваченные стоянко-места, уже размечены цепями территории, принадлежащие по праву и в равной мере всем собственникам жилья, уже разыграны первые драмы, нанесен первый ущерб, получены первые компенсации.

В любом конфликте важны два вопроса: как и почему? Понять, как возникает парковочная война в отдельно взятом дворе, несложно: ее начинают всегда автомобилисты, которые в поисках парковочного места захватывают куски общедомовой территории. Ответ на вопрос «Почему?» куда сложнее найти. С одной стороны, сегодня собственники многоквартирных домов вполне вправе принять решение о строительстве перед домом парковки – для этого необходимо провести собрание собственников, прийти к соглашению, составить смету и решить вопрос с управкомпанией (понятно, что в каждом доме могут быть свои нюансы, но порядок примерно такой). Однако плавному течению событий может помешать масса субъективных факторов. Самое простое – собственники просто не придут к соглашению. В домах, где значительную часть жильцов составляют пенсионеры, это куда как вероятно. Во-вторых, сама по себе территория на которую претендуют автомобилисты, может быть спорной, либо относиться не к одному дому, а к двум и более – и тогда необходимо приходить к соглашению и с жильцами других домов. Третье – у самих автомобилистов срабатывает «шкурный инстинкт» – мол, я скинусь на парковку, а ставить машину на мое место будут всякие приезжие. Нет уж, лучше сейчас проголосовать против, а потом потихоньку привезти песка и щебенки только для себя любимого. Ну и пару столбов вкопать, да цепь повесить, куда ж без этого?

Выводов из сказанного ровно два: жильцы многоквартирного дома скорее не договорятся насчет парковки, чем договорятся; жильцы-автомобилисты не будут мириться с такой ситуацией и «решат вопрос» по-своему. Как именно? Законных путей на сегодня у автомобилиста, ставшего заложником отсутствия «консенсуса», немного. Если у владельца машины есть инвалидность, он вправе поставить гараж рядом с домом. Правда, на согласование всей документации уйдет немало времени, но игра свеч стоит. Вот, наверное, и все законные способы, в количестве одного. Все остальное – не предусмотренная законом самодеятельность, которая пока сходит с рук автолюбителям только потому, что за них никто по настоящему не брался.

Иное дело жильцы, у которых автомобилей нет, а вот страстное желание защитить свои детские площадки, газоны и просто землю – есть. Законные способы защиты своих прав для них предусмотрены, есть и структуры, которые должны приходить на выручку. Во-первых, сама по себе неправильная парковка – это административное правонарушение, описанное в статье 7 соответствующего областного закона («Закон об административных правонарушениях во Владимирской области»). Итак, пункт 5 ст. 7 гласит, что «…проезд по газонам, детским и спортивным площадкам, остановка и стоянка на них автотранспортных средств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 800 до 3000 рублей; на должностных лиц – от 2000 до 10000 рублей; на юридических лиц – от 5000 до 25000 рублей». Пожаловаться на незаконную парковку можно на выбор – участковому, в управкомпанию (если земля находится в общедомовой или частной собственности) или администрацию района (если земля принадлежит государству или муниципалитету). Пожалуй, меньше всего из трех вашему обращению будет рад участковый инспектор – у них загрузка и так немаленькая. С другой стороны, можно немного облегчить ему работу, самостоятельно узнав, где конкретно живет автомобилист-нарушитель (это, в общем, выполнимая задача). В то же время, написав заявление в администрацию района (а главное – отнеся его туда самостоятельно и зарегистрировав), вы сможете гораздо легче отслеживать его судьбу.

Как вариант, можно попробовать и судиться с нарушителем самостоятельно. Во Владимире это, мягко говоря, редкая практика. В столице такие суды происходят куда чаще, но при этом московские юристы достаточно скептически относятся к перспективам решения вопроса в судебном порядке. Причин множество: денежные и временные затраты, уже упоминавшаяся неразбериха с принадлежностью территории, сложность с доказательством того, что именно этот автомобилист огородил территорию. Ну а кроме того, как правило, тот, кто ездит на машине, состоятельнее пешехода. А стало быть, и вероятность того, что он сможет «порешать вопрос» с помощью знакомств – выше.

Впрочем, ожидать, что суды или заявления сделают автомобилистов сознательнее, а пеших жильцов – толерантнее, не приходится. По той простой причине, что автомобилизация Владимира идет куда быстрее, чем адаптация городской территории к новым условиям. При применяемом механизме точечной застройки любой, даже самый просторный, двор в новом доме моментально заполняется автомобилями (причем их хозяева далеко не всегда прописаны именно по этому адресу). И уже вчерашние борцы за права мамочек с колясками, детей и пенсионеров, взяв кредиты в банке, покупают авто и сами вливаются в ряды нарушителей. А, стало быть, парковочные войны будут продолжаться. И быть им уныло позиционными, как Первая Мировая война, столетие которой мы будем отмечать совсем скоро и с большой помпой

Back to top button