Этот день в истории Владимира: 4 декабря
4 декабря (24 ноября по старому стилю) 1549 года царь Иван Грозный выехал из Москвы во Владимир для организации похода против Казани.
Это был уже второй поход на Казань. Владимир и в первом, и во втором был не самым значительным, скорее промежуточным пунктом на дороге Москва – Казань. Основная концентрация русских войск планировалась в Нижнем Новгороде. Но миновать Владимир царь не мог. Есть сведения, что собирая войска во Владимире, Шуе, Ярославле, Муроме, царь Иван Васильевич совершал в этих городах молитвенное поклонение мощам святых князей-воинов.
Второй поход 1549 – 1550 года тоже не завершился взятием Казани.
И все-таки прогресс был достигнут: при отходе русского войска неподалеку от Казани построили крепость Свияжск, которая сыграла роль опорного пункта во время следующего, победоносного похода 1552 года, когда Казань все-таки была взята.
4 декабря 1912 года во Владимире умер Дмитрий Константинович Советкин, инженер-механик, основоположник русской системы профессионального обучения, участник создания и первый директор Владимирского земского ремесленного училища Ивана Мальцова (ныне Авиамеханический колледж).
Работать и постоянно жить во Владимире Дмитрий Советкин приехал уже после выхода в отставку с должности инспектора мастерских в Московском Императорском техническом училище.
Именно в Москве он, сын крепостного портного, стал известен по всей России и за рубежом. Он разработал систему начального профессионального трудового обучения, которая была основана на принципе последовательного овладения основными навыками от простых к более сложным.
Система Советкина была настолько успешной, что ее ввели в технических училищах России, а под названием «русская система» – в Европе и США. Советкин был почетным членом Парижской академии наук, Американского Совета по образованию.
Меценату и промышленнику Юрию Нечаеву-Мальцову всегда хотелось и моглось только лучшего. И он уже привлек Советкина к созданию ремесленного училища во Владимире, а в 1885 году Советкин училище возглавил. Нечаев-Мальцов предоставил ему здесь дом. Американский Совет по образованию подарил Дмитрию Константиновичу первый во Владимире автомобиль в 1900 году. Владимирское губернское земское собрание ходатайствовало о награждении орденом святого Владимира 3 степени.
Он скончался в почете и был похоронен в Княгинином монастыре. Его одинокая могила – как войдешь в монастырь, справа от собора у елей. Долгое время место его захоронения было неизвестно, так как в 30‑е годы монастырское кладбище было уничтожено. В сентябре 1995 года на месте, где находилась его могила, был установлен металлический крест, восстановленный по старинным фотографиям, сохранившимся у родственников.
4 декабря 2011 года, в день выборов депутатов Государственной Думы, Владимир «прославился» в результате выявления масштабной фальсификации голосования на временных участках, созданных на турбазе «Ладога».
«Ладога» как диагноз», «Битва при «Ладоге», «Ладога» оказалась Фемиде не по зубам», «Мертвые души» – много тогда разных заголовков придумали журналисты об этой недавней истории.
Ее эпизоды тянут то ли на фарс, то ли на злую сатиру, но они были на самом деле. И почти 6 тысяч бюллетеней, всунутых пачками в урны для голосования, с 8‑ми до 11-ти часов, на участках 452 и 453, куда физически не могло попасть столько народу. И ложная угроза теракта, чтобы что-то спрятать. И бессовестное вранье в глаза.
Точечно сгоревшие бюллетени и протоколы в избирательной комиссии месяцем позже уже были перебором, абсурдом. И ничего – перетерли и это. Бред. Паноптикум. Диагноз. Что божья роса.
В принципе для тех, кто уверен, что выборы – это манипуляция, «Ладога» стала еще одним аргументом «ЗА» это. А тех, кто еще в выборы верил, «Ладога» повела на массовые митинги зимы и весны 2011 – 2012 годов.
Вот еще чья-то фраза попалась: «4 декабря 2011 г. российская избирательная система себя полностью дискредитировала». Это все про нашу, владимирскую «Ладогу».