БлогИстория городаЛетопись

Этот день в истории Владимира: 10 декабря

10 декабря 1170 года установлен день чествования иконы Знамения Пресвятой Богородицы в честь победы новгородцев над объединенным войском Андрея Боголюбского.

Празднуемое с подачи новгородцев событие запечатлено на иконе «Битва новгородцев и суздальцев». На ней поэтапно расписана крупнейшая военная неудача владимиро-суздальских войск в XII веке, в которой новгородцы победили с использованием «супер-оружия» — иконы Богородицы Знамение. Чудо — чудом, конечно, а все-таки на иконе наших бьют. И наших же отпугивают Борогодицей.

В начале 1170 года объединённые силы владимирского, смоленского, рязанского, муромского и полоцкого князей подступили к Новгороду. Обычно владимиро-суздальские князья добивались от Новгорода своего более «мягкими» способами – перекрывая поставки хлеба. Но тут дошло до осады. Командовал «силами коалиции» сын Андрея Боголюбского суздальский князь Мстислав Андреевич. Поначалу для его войск всё складывалось неплохо.

«Когда новгородцы услыхали об этой силе великой, идущей на них, то охватила их печаль и скорбь великая… И пришли к Новгороду суздальцы со всеми князьями земли Русской, и стояли под городом три дня». Дальше пошли чудеса.

Новгородский архиепископ Иоанн будто бы «стоял на молитве пред образом Господа нашего Иисуса Христа, молясь о спасении города, и в ужасе услышал он голос, говоривший так: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону Святой Богородицы, и вынеси её на острог, воздвигнутый против супостатов». (Острог — укрепление, созданное новгородцами для усиления обороны, а супостаты – это, значит, владимирцы, суздальцы и их союзники). «А все новгородцы были внутри острога, не осмеливаясь выступить против врагов».

Короче, наши пошли на приступ. Тут икона «обратилась ликом к городу, и увидал архиепископ текущие слёзы от иконы». Дальше – больше: настала мистическая тьма, «как было при Моисее, когда провел Бог израильтян сквозь Красное море, а фараона потопил». На осаждающих «напал трепет и ужас, и ослепли все, и начали биться меж собой. Увидев это, новгородцы вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен».

Вот такой сегодня замечательный праздник. Его установил тот самый архиепископ Иоанн.

В XIV веке было написано «Слово о знамении святой Богородицы» (Сказание о битве новгородцев с суздальцами). Победными текстами новгородцы не ограничились. Предполагается, что в XV веке были написаны первые иконы на этот сюжет.

10 декабря 1937 года расстрелян священномученик Николай (Добронравов), архиепископ Владимирский и Суздальский.

Священномученик Николай (в миру Николай Павлович Добронравов) был одним из борцов против обновленчества, сторонником патриарха Тихона и его местоблюстителя Петра, устраненного большевиками. С 1924 года — архиепископ Владимирский и Суздальский.

21 мая 1926 года после тюрьмы владыка Николай был приговорен к трем годам ссылки в Сибирь. Когда спустя несколько лет срок юридического поражения в правах закончился, архиепископ поселился в Москве. А тут наступил 1937 год, особенно страшный для священнослужителей.

27 ноября 1937 года архиепископа арестовали и заключили в Бутырскую тюрьму. На допросе следователю он, в частности, отвечал: «Епископ Афанасий (Сахаров) являлся моим помощником по управлению Владимирской епархией, судился по обвинению в контрреволюционной деятельности. После его возвращения из ссылки он заезжал ко мне в Москву навестить меня и получить от меня указания на свою дальнейшую пастырскую деятельность».

7 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила владыку к расстрелу. Архиепископ Николай (Добронравов) был расстрелян 10 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

В августе 2000 года причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Back to top button