Памятник Андрею Рублеву
Бронзовый памятник великому иконописцу Андрею Рублеву во Владимире был открыт в 1995 году на Cоборной площади перед входом в парк (на бульвар) Пушкина. Рублев изображен сидящим и рисующим икону на доске, которую он опирает на колено.
Памятник выполнен из бронзы, его автором стал известный московский скульптор Олег Комов. Так получилось, что эта работа оказалась для него последней. Открытие памятника Рублеву было одним из событий праздника под названием «Вступление Владимира во второе тысячелетие» в честь довольно спорной версии основания Владимира князем Владимиром в 990 году.
Но если 1000-летие Владимира пока не подтверждено данными археологии, то факт работы Андрея Рублева и Даниила Черного в начале XV века во владимирском Успенском соборе сомнений не вызывает. Фрески знаменитых художников частично сохранились, хотя и далеко не в первозданном виде. Известно, что оба мастера написали также иконы к иконостасу собора. Эти события получили отражение в фильме «Андрей Рублев» Андрея Тарковского. Так что памятник Рублеву во Владимире исторически вполне уместен.
А вот место его расположения с самого начала стало предметом острот и даже жесткой критики со стороны многолетнего гендиректора Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алисы Аксеновой. То и дело возникает вопрос: что же рисует Рублев-памятник, ведь перед задумчивым взором бронзового иконописца — Соборная площадь с ее другими объектами и событиями.
Наиболее распространенная шутка связана с тем, что прямо через дорогу от Рублева памятник Ленину. «Рублев, рисующий Ленина» у одних вызывает улыбку, а у других возмущение по поводу такого недосмотра со стороны властей города. Так что уже не первый год существует план переноса памятника в другое место, ближе к Успенскому собору. Но пока он не осуществлен.
Кроме того, бронзовый Рублев стоит на площадке, к которой ведет широкая лестница. Часто эта площадка перед памятником становится импровизированной трибуной во время митингов и различных акций. Ораторы или артисты, участвующие в таких акциях и праздничных мероприятиях, выступают спиной к памятнику Рублева, а слушатели-митингующие, наоборот, к нему лицом стоят. Поэтому бронзовый иконописец становится вынужденным свидетелем и частью фона то на Первомайском митинге профсоюзов, то во время акций различных партий или общественных организаций.