Общество

Социально-ориентированный футбол и благотворительная казачья ярмарка

Прослушать новость:

Администрация Владимирской области приняла трехлетнюю госпрограмму поддержки социально-ориентированных НКО. Сам по себе этот шаг выглядит и естественным, и своевременным. Сначала государство начало активную борьбу с «агентами Госдепа», многочисленными некоммерческими организациями, деятельность которых мешает спокойно жить российскому чиновничеству. Однако применение исключительно кнута без пряника тормозит рост и без того чахлых побегов гражданского общества. А значит, надо направить «души прекрасные порывы» российских общественников в правильное русло – показать им пряник господдержки и намекнуть, что и как надо делать, чтобы этот пряник получить. С другой стороны, это действительно может дать шанс на развитие неплохим инициативам, способным улучшить окружающий мир.

В общем, дело нужное. И деньги выделены солидные – на три года, с 2014 по 2016, в программу заложили более 47 млн рублей, при этом почти 44 млн – это средства областной казны, все остальное – внебюджетные источники. В паспорте программы написаны достаточно обтекаемые, но оттого не менее приятные глазу формулировки.

Она призвана сформировать условия для деятельности социально-ориентированных НКО, повысить доступность социальных услуг для жителей региона, в списке ее задач – «совершенствование нормативно-правовой базы в сфере деятельности СО НКО»; «поддержка реализации проектов СО НКО, направленных на решение актуальных социальных проблем»; «привлечение СО НКО к реализации государственной политики в социальной сфере» и многое другое. Авторы программы заверяют, что благодаря ее реализации за три года число благотворительных организаций в регионе вырастет с 35 до 62, проектов и программ социально-ориентированных НКО станет сначала 150, а под конец действия программы – уже 250. И даже число репортажей в местных СМИ о деятельности НКО вырастет и составит в 2016 году ровно 350 (интересно, сами СМИ, особенно частные, в курсе? Или за выполнение этого пункта плана будут отвечать государственные и муниципальные медиа?).

Впрочем, в любой программе, независимо от того, чему именно она призвана содействовать, самое интересное – это понять, на что именно идут деньги. 47-миллионный кусок масла региональным НКО предлагается намазывать на хлеб не ровным слоем – в 2014 году общий объем финансирования программы перевалит за 28 млн рублей, в 2015 он составит чуть более 8,8 млн рублей, в 2016 – превысит 10 млн. Отчего такой разброс?

Ответ на этот вопрос находится моментально. Вся штука в том, что в 2014 году в программу заложены 18 млн рублей на финансирование владимирского футбольного клуба «Торпедо». Многие, вероятно, помнят, что перед началом выступления «Торпедо» во второй лиге в этом сезоне область и город договорились вложить в команду именно по 18 миллионов. Обещание Белый дом сдержал, вопросов нет. Они появляются по другим поводам.

Футбольный клуб «Торпедо» перед возвращением в профессиональный спорт действительно стал, сменив статус, АНО – автономной некоммерческой организацией. При известном желании его можно назвать и социально-ориентированным – болельщики получают радость от побед любимой команды, а мальчишки смотрят на игру и загораются желанием стать малышевыми и втюриными. Но давайте все-таки смотреть правде в глаза – футбол, как в России, так и в мире – это в первую очередь бизнес, участники которого получают зарплату, рекламируют различные товары и услуги, заключают сделки, зарабатывают на клиентах-болельщиках (как минимум, с помощью продажи билетов) – с таким же успехом социально-ориентированным проектом можно назвать драматический театр, известную рок-группу, фитнес-клуб или частную клинику – все они тоже дарят людям радость и берут за это деньги. В ФК «Торпедо» играют и тренируют не альтруисты, билеты на матчи бесплатно не раздают, поиск спонсоров, которых впоследствии команда будет рекламировать, никто не отменял. Совсем недавно, правда, по другому поводу, Владимир Путин сказал: «Могли бы эти деньги хотя бы по другой статье провести». Очень подходит и к данному случаю тоже.

Ну а потом, попадание в программу должно, по идее, насторожить и поклонников владимирского футбола. На этот год деньги в программу заложены, а что потом? Где искать деньги, если команда, не дай бог, вновь добьется повышения в классе? По какой статье проводить новые 18 миллионов, если клуб останется во втором дивизионе? «Торпедо» сменило статус, обновилось его руководство и тренерский штаб, в значительной степени поменялись и игроки, наконец, у власти в регионе находятся совсем другие люди, а подход к развитию футбольной команды так и остался прежним, никаких планов на долгосрочную перспективу, все решается по наполеоновской заповеди «главное – ввязаться в драку, а там разберемся».

Торпедовский «пирожок» занимает ни много ни мало – 38% от общего объема финансирования программы и 41% от вклада в поддержку НКО со стороны обладминистрации. Без него аукцион неслыханной щедрости от Белого дома выглядит куда более скромно. И нет ничего удивительного в том, что в официальном пресс-релизе обладминистрации, посвященном этой программе, говорится о предоставлении субсидий НКО на содержание помещений и возмещение расходов по оплате услуг ЖКХ, организации в муниципалитетах бесплатных юридических консультаций для населения, создании некой «Школы НКО», проведении различных конкурсов… И ни слова о том, на что уйдет более трети средств программы!

Конечно, в программе есть и немало действительно стоящих мероприятий. Вряд ли кто-то станет возражать против субсидий общественным писательским организациям. На эти субсидии (810 тыс. рублей за три года) литераторы, как предполагается, смогут провести областные и даже всероссийские литературные праздники, читательские конференции и творческие встречи. Резонно выглядит и пункт о проведении конкурса проектов для вовлечения молодежи в общественную жизнь (3,4 млн рублей за три года).

Уже упоминавшиеся муниципальные общественные приемные для консультаций населения обойдутся в скромные 180 тыс. рублей за все время действия программы. Забавно, что едва ли не вдвое больше – 300 тыс. рублей – предлагается потратить на участие региона в ежегодном фестивале-ярмарке «Казачье подворье» и спартакиаде допризывной казачьей молодежи. Все это организует войсковое казачье общество «Центральное казачье войско». Мотивировка выделения средств на оба мероприятия, как принято сейчас говорить, доставляет отдельно – это «популяризация самобытного казачьего народного творчества и культуры» и «повышение положительной мотивации к прохождению военной службы среди казачьей молодежи». Вроде не шумит под мостом в загородную зону привольный тихий Дон, не видны из окон домов владимирцев уральские горы. Да и в исторических хрониках не встретишь преданий о подвигах владимирского казачества на ниве защиты Веры и Отечества. А вот поди ж ты – нам без казачьей самобытности никак нельзя, оказывается!

Заслуживает внимания то, что ровно эта же сумма – 300 тысяч рублей – будет потрачена на проведение регионального этапа всероссийского фестиваля социально-ориентированных проектов НКО «СоДействие»; столько же средств пойдет на организацию ежегодной ярмарки-презентации социально-ориентированных НКО. То есть, в общем, на то, что способно дать реальную путевку в жизнь дельным инициативам и талантливым, неравнодушным общественникам. Им бы дать побольше – но никак нельзя. Надо развивать социально-ориентированный футбол и благотворительное казачество. Или наоборот – благотворительный футбол и социально-ориентированное казачество. В общем, там деньги нужнее.

Back to top button
Close
Close